Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Большой вклад в становление данного синдрома психологического переутомления внес американский психолог Маслах (1976). Кстати, многие именно ему отдают пальму первенства введения данного термина в практику, касательно профессиональной деятельности врачей.
Первоначально этот термин применялся в отношении людей, профессионально работающих в сфере хелперских профессий (от английского help — помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. В 1981г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего синдром профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".
В настоящее время «группа риска» расширилась до всей области профессиональной принадлежности – «человек – человек», к данной группе как раз и относятся менеджеры по АРТПРОЕКТАМ, рекламе и PR.
Далее проблему этого психологического феномена профессионально поднимали на 12-м Всемирном конгрессе (август-сентябрь 1993 года г. Берн, Швейцария), посвященном вопросам психосоматических расстройств (ученые — Кемп, Линднер, Сьютер, Зофнасс).
В.В.Бойко дает следующее определение термина: « Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
В соответствии с взглядами К.Маслач и С.Джексон синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:
- эмоциональное истощение;
- деперсонализация;
- редукция персональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Результаты исследований
Проведя опрос студентов, мы выяснили структуру приоритетных целей-ценностей и средств-ценностей. Общими для студентов являются цели-ценности: любовь, наличие хороших друзей, развитие и жизненная мудрость; средства-ценности: образованность, честность и воспитанность. Приоритетные цели-ценности юношей включают развлечения, продуктивную жи ...
Проекция, интроекция и проективная идентификация
Это психологическая защита, наиболее полно представленная в подростковом и юношеском возрасте, когда ее роль сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при неприязненных отношениях с окружающими.
Известно, что любые формы и варианты общения, выступающие в качестве основного процесса и результата социализации, ...
Эмпирические методы в психологии. О методологии.
О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на интуиции автора той или иной концепции.; 3) Позитивное – научное знание, основано на фиксации фактов ...
