Вывод

С понятием «адаптация» и «самоадаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении деятельности. Адаптация является этапом социализации личности, ее части. Другие рассматривают адптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.

«Нам представляется, что выработка полноценного научного определения социально – психической адаптации личности – пишет А.Налчанджан, - возможна только на основе онтогенетической социализации, если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально – психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Самое непосредственное отношение к проблеме социальной адоптации ребенка имеет и теория развития личности Э.Эриксона, который выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности ребенка , основой которой является ее идентичность и цельность. Эти этпы представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течении всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качества, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. В качестве ведущего детерминанта такого процесса выступает семья. Семья может быть и должна быть ближайшим и благожелательными помощниками детей в сложном и жизненно важном для них процесса адаптации. (5, стр. 3 –5). Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность ,дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например , работам Д.Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального конструирования, в сфере образования и социальной работы. ( 6, стр. 83)


Психологические и педагогические основы теории воспитания
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозгла ...

Типология конфликтов
В практике отечественной и зарубежной конфликтологии существует несколько классификаций конфликтов. Рассмотрим основные. Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между э ...

Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения
Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональной сферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения могут быть причины недостаточного взаимодействия «мать—ребенок» в раннем возрасте ...