Практическая часть. Ранговая корреляцияСтраница 2
В методике С.А. Будаси испытуемому предлагается проранжировать 20 качеств по степени желательности (ранг 20 присуждается самому желаемому качеству). Затем в другой колонке его просят проранжировать эти же качества по степени выраженности у него в данный момент (ранг 20 получает самое характйрное качество). На основе расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена делается вывод об уровне самооценки испытуемого. Результаты испытуемого С. О-ва приведены в таблице 3.2 Требуется рассчитать коэффициент корреляции Спирмена между выраженностью качеств у обследуемого испытуемого в данный момент и его идеальным представлением.
Решение:
Составляем расчетную таблицу, в которую заносим две ранговые последовательности (желаемую N и реальную N'), разности рангов d и d2.
Таблица 3.2
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Качества |
N N’ d = N - N’ d2 |
уступчивость |
14 15 - 1 1 |
смелость |
15 18 - 3 9 |
вспыльчивость |
2 16 - 14 196 |
настойчивость |
13 13 0 0 |
нервозность |
1 7 - 6 36 |
терпеливость |
17 10 7 49 |
увлекаемость |
12 20 - 8 64 |
пассивность |
8 2 6 36 |
холодность |
10 19 - 9 81 |
энтузиазм |
9 17 - 8 64 |
осторожность |
16 4 12 144 |
капризность |
3 1 2 4 |
медлительность |
18 6 12 144 |
нерешительность |
7 11 - 4 16 |
энергичность |
20 12 8 64 |
жизнерадостность |
19 8 11 121 |
мнительность |
4 3 1 1 |
упрямство |
5 9 - 4 16 |
беспечность |
11 14 - 3 9 |
застенчивость |
6 5 1 1 |
1056 | |
Значение коэффициента корреляции Спирмена подсчитываем по формуле
6 ⋅ 1056
rS = 1 − 3 = 0, 206.
20 − 20
Вследствие малого n (меньше 30) гипотезу о значимости коэффициента корреляции проверяем с помощью статистических таблиц. Для n = 20 имеем (см. табл.3.1):
h0? h1
⎯⎯|⎯⎯⎯⎯⎯|⎯⎯⎯⎯⎯⎯|⎯⎯⎯⎯⎯⎯→
0, 206 0,445 0,568 r
Значение коэффициента корреляции rS = 0, 206 попадает в область допустимых
значений, что не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу. Коэффициент корреляции не отличается от нуля.
Вывод:
Отсутствует связь между выраженностью качеств у обследуемого испытуемого в данный момент и идеальным представлением.
Деятельностный подход к проблеме половой
дифференциации
Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь, будучи включенной, в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личнос ...
Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:
1
. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способно ...
Педагогический
модуль. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и
педагогики.
Педагогика — в дословном переводе «пайдагогос» — означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки ...