Общение при стрессе
Страница 2

Первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно - это не стало ли опасным его социальное окружение и не требуется ли с его стороны мгновенных защитных действий. Второе - получение информации о перспективах развития общения в сложившихся стрессогенных условиях.

Вторая стадия развития общения при стрессе характеризуется увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже возникновением форм активного общения, несвойственных для данного человека вне экстремальных условий, т.е. при отсутствии у него симптомов стресса.

Эта стадия развития общения может быть названа стадией личностной “экспансии”, подготавливающей установление своего ролевого статуса. Интенсификация общения, характерная для этой стадии, направлена на оптимизацию исходной социальной позиции для получения или захвата желаемой престижной социальной роли. Как правило, осознаваемая меркантильность при этом отсутствует. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель, а также частое в этой стадии «самовозрастание» интенсивности общения почти совершенно не осознается общающимися субъектами.

При общении в данной стадии - личностной «экспансии», направленной на установление ролевого статуса - иногда возникает чрезмерно аффективное поведение: агитирование, либо напротив скованное с неловкостью движений и словесных выражений. В последующих стадиях общения уменьшения возможность для такого интенсивного информационного обмена, потому что со временем уменьшается установка на терпимость к партнеру, солидарность с ним.

Если условия совместной изоляции сопряжены с действием дополнительных стрессогенных факторов, вызвавших болезненное состояние, сопровождающееся телесным недомоганием или плохим настроением, в таких условиях часто возрастает тесное общение, связанное с заботой о партнере, с уходом за ним (третья стадия). При этом значительно разрушается, размывается зональное дифференцирование межличностной территории людей. Мотивация, проистекающая из чувства собственной необходимости, вскрывает дополнительные (новые) адаптационные резервы организма и личности у того, кто помогает. У того, кому помогают, дополнительные внутренние резервы мобилизуются благодаря чувству собственной значимости для дружески настроенного партнера. Возникающая в такой ситуации вынужденной помощи «внутриорганизменная» информация у каждого из общающихся об их обоюдной «социальной ценности» оказывает мощный антидистрессовый эффект.

По окончании стадии личностной «экспансии» (а если была стадия «вынужденной помощи» партнеру, то после ее окончания) ролевые функции общающихся относительно стабилизируются. Это 4-ая стадия развития при стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить и в эмоциональном плане монотонно, и сопровождаться аффектами актами общения, как с положительной, так и отрицательной эмоциональной окраской.

Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям,, склоненным оставаться «непримкнувшими», сохранность нейтралитет перед лицом конфликтных неформальных групп.

При стрессовой активизации общения в разных условиях может преобладать компоненты либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные), либо дезорганизующие ее (социально-печатные).

Из числа первых можно выделить три компонента общения:

Страницы: 1 2 3


Последствия внутриличностных конфликтов.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед. Деструктивным считается кон ...

Проведение диагностической работы с применением различных диагностических методик. Методика «Неоконченные предложения»
Был получен запрос от классных руководителей и родителей учащихся 4-х классов, т.к. ученикам предстоит ПГК в этом году. Для диагностики учащихся мы использовали выбранную нами ранее методику «неоконченные предложения» т.к. эта методика наиболее подходит для уровня развития младших школьников. В результате опроса в целом дети спокойны и ...

Исследование психологической эффективности использования основных геометрических форм в рекламе
Основным критерием психологической эффективности сегодня является, прежде всего, мнение автора разработки. Такой подход основан на предугадывании и поэтому не всегда продуктивен на практике. Так, например, многие оригинальные разработки (шрифты, логотипы и др.) эффективны в прессе, но часто проигрывают в наружной, например щитовой рекла ...