Общение при стрессе
Страница 1

Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стрессогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность.

Выделяют 3 основные стадии развития общения при групповой изоляции: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций.

Первая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью общения. Продолжительность стадий дискуссии от нескольких дней до 2-3-х недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы. При этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. В ходе дискуссий зарождается коалиционирование, определяется распределение неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.

На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые подгруппы, состояние из 2-3-х (реже 4-х) человек в каждой, со своими центрами притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначально конструкция группы чаще всего пересматриваются, некоторые коалиции распадаются, возникают новые. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других. При возникновении межличностных напряжений в тех случаях, когда конфликт открыто, не реализовался, повышается стремление к уединению, желание спрятать глаза за книгой, и не встречаться взглядом. Третья стадия в динамике развития общения, отмеченная М.А.Новиковым при гр. изоляции - эта стадия ролевых ориентаций. Она сопровождается либо “кооперативным”, либо “конкурентным” взаимодействием.

Данная схема стадийности общения, при длительной стрессогенной изоляции предложенная М.А.Новиковым, отражает специфику условий, в которых проходили его исследования.

На основании обобщения собственных исследований общения при групповой изоляции в условиях многосуточного вращения во время экспедиций в труднодоступных населенных местностях Китаева – Смык Л.А., в ходе опроса и обследования участков многомесячных рейсов на рыбопромысловой базе «Восток», а также на основании анализа литературных данных им была предложена следующая схема дифференциации стадий развития общения при стрессе (см. Приложение 2. Рис.2). Первой стадией стресогенного изменения общения может считаться ориентировочно «замирание» индивида (индивидов). Эта стадия общения при стрессе может длиться от нескольких секунд, минут до нескольких часов. Она возникает и в незнакомых экстремальных условиях, и в том случае, когда человек бывал в таких условиях раньше, и когда стрессогенный фактор подействовал на человека в присутствии незнакомых ему людей и когда вокруг хорошо знакомые люди. Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться. Состояния тревожности, настороженности, любопытства, смущения, гнева и т.д., определяющие окраску общения в этой стадии, могут периодически возвращаться (ремиссировать) на протяжении нескольких 1-ых дней и даже недель в ходе общения при развивающемся стрессе.

Страницы: 1 2 3


Особенности внутреннего диалога ребенка в дисфункциональной семье
Исследование особенностей развития личности ребенка в условиях дисфункциональной семьи (в данном случае семьи, где хотя бы один из родителей страдает расстройством личности) актуально потому, что согласно последним данным число людей, диагностированных как имеющие расстройство личности, неуклонно растет. Особенности развития детей, восп ...

Индивидуальный стиль деятельности педагога, его роль в обучении и воспитании
Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообраз ...

Основные направления и принципы развития воображения
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме такое умение ...