Организм человека как система систем. Физиологические механизмы стресса
Страница 1

Другая психология » Воздействие стресса на человека » Организм человека как система систем. Физиологические механизмы стресса

Организм, на управление которым в первую очередь действует стресс, - это система систем. И, говоря о нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит искать «главное»), то уж точно - самая быстродействующая.

Начнем с той части нервной системы, которая отвечает за независимые от сознательного управления «внутренние дела» нашего тела. Автономная нервная система - ее нередко называют вегетативной за то, что она обеспечивает «растительную» деятельность: питание, дыхание, обмен веществ - подводит к каждому из внутренних органов две линии управления, так сказать, два поводка, которые «тянут» в разные стороны. Сигнал, идущий по первой линии - симпатической нервной системы - увеличивает темп работы сердца, по второй - парасимпатической нервной системе - урезает пульс. Симпатический нерв идет к мускулам, расширяющим зрачок, а парасимпатический к мышцам, которые сужают «зеницу ока». По симпатическому нерву проходит приказ на увеличение просвета сосудов головного мозга, а по парасимпатическому - на его уменьшение.

Вегетативная нервная струна, как самая чуткая первой отзывается на воздействие стрессов. И чаще стресс натягивает симпатический “поводок”. Это понятно - адаптация организма к новым условиям потребует расхода энергии, а симпатическая система как раз пропускает команды, обеспечивающие этот расход. Кислород и питательные вещества будут нужны в большом количестве, значит, надо ускорить их подачу - участить пульс.

Мозг главный командный пункт организма, понадобится его снабжать - сосуды мозга расширятся. Для того чтобы легче увидеть опасность, открывается диафрагма глаза - расширяется зрачок и т.д. Симпатическая система первой отвечает на стресс, хотя его дальнейшее действие проявит себя и по другим нервным каналам, например, произойдет активация отдельных органов, связанных с парасимпатической системой.

Но у быстродействия вегетативной нервной системы есть оборотная сторона - короткодействие. Система включается за доли секунды, однако через несколько секунд ее возможности исчерпываются. А стресс - реакция длительная. Значит, нервам нужна передышка. Эту передышку обеспечивает реакция нейроэндокринной системы. Как видно по названию, в этом случае систему внутренней секреции запускает нервный сигнал, конечно же, сигнал симпатического нерва, один из стволиков которого входит в эндокринные железы - надпочечники. По нервной, симпатической команде среди прочих веществ надпочечники начнут изготовлять и выбрасывать в кровь адреналин. Это вещество называют «жидкой симпатической нервной системой» - за то, что по характеру действия на внутренние органы оно точь-в-точь совпадает с активностью симпатических нервов. Действие адреналина и его спутника норадреналина (вместе их называют катехоламины) видный американский ученый Уолтер Кеннон назвал реакцией “бегство-бегство”, потому что считал, что она готовит мышцы и другие системы к действию в ответ на угрозу./3, 115с./ Сейчас эту реакцию относят к стрессовым эффектам средней продолжительности. Значит, есть еще долговременный эффект?

Непременно и обязательно. Именно долговременный эффект открыл и детально исследовал Ганс Селье. Эффект, который связан с напряжением “струн” гипоталамо-гипофизарно-кортикондной системы. Это неуклюжее название, восходящее к двум отделам головного мозга и коре надпочечников, еще не вполне выражает суть активации почти всех систем внутреннего химического самоуправления организма, которую вызывает достаточно сильный или длительный стрессор.

Страницы: 1 2


Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка
В публицистической и психолого-педагогической литературе на протяжении десятилетий ведется дискуссия о том, надо ли проводить отборочные испытания будущих первоклассников. В постановлениях Министерства Образования Российской Федерации [54] указывается на недопустимость создания ситуации экзамена при зачислении детей в первый класс, а та ...

Дефекты воспитания детей со стороны родителей. Недостойное обращение с детьми
Под недостойным обращением понимается либо притеснение детей, либо пренебрежение. Притеснение детей выражается в намеренном нанесении им телесных повреждений и оскорблений, сексуальных злоупотреблениях и/или нанесении им эмоциональных травм. Детей могут подвергать жестокому физическому наказанию, избивать ремнём или кулаками, бросать на ...

Психологическое сопровождение в системе образования
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участи ...