Организм человека как система систем. Физиологические механизмы
стрессаСтраница 1
Организм, на управление которым в первую очередь действует стресс, - это система систем. И, говоря о нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит искать «главное»), то уж точно - самая быстродействующая.
Начнем с той части нервной системы, которая отвечает за независимые от сознательного управления «внутренние дела» нашего тела. Автономная нервная система - ее нередко называют вегетативной за то, что она обеспечивает «растительную» деятельность: питание, дыхание, обмен веществ - подводит к каждому из внутренних органов две линии управления, так сказать, два поводка, которые «тянут» в разные стороны. Сигнал, идущий по первой линии - симпатической нервной системы - увеличивает темп работы сердца, по второй - парасимпатической нервной системе - урезает пульс. Симпатический нерв идет к мускулам, расширяющим зрачок, а парасимпатический к мышцам, которые сужают «зеницу ока». По симпатическому нерву проходит приказ на увеличение просвета сосудов головного мозга, а по парасимпатическому - на его уменьшение.
Вегетативная нервная струна, как самая чуткая первой отзывается на воздействие стрессов. И чаще стресс натягивает симпатический “поводок”. Это понятно - адаптация организма к новым условиям потребует расхода энергии, а симпатическая система как раз пропускает команды, обеспечивающие этот расход. Кислород и питательные вещества будут нужны в большом количестве, значит, надо ускорить их подачу - участить пульс.
Мозг главный командный пункт организма, понадобится его снабжать - сосуды мозга расширятся. Для того чтобы легче увидеть опасность, открывается диафрагма глаза - расширяется зрачок и т.д. Симпатическая система первой отвечает на стресс, хотя его дальнейшее действие проявит себя и по другим нервным каналам, например, произойдет активация отдельных органов, связанных с парасимпатической системой.
Но у быстродействия вегетативной нервной системы есть оборотная сторона - короткодействие. Система включается за доли секунды, однако через несколько секунд ее возможности исчерпываются. А стресс - реакция длительная. Значит, нервам нужна передышка. Эту передышку обеспечивает реакция нейроэндокринной системы. Как видно по названию, в этом случае систему внутренней секреции запускает нервный сигнал, конечно же, сигнал симпатического нерва, один из стволиков которого входит в эндокринные железы - надпочечники. По нервной, симпатической команде среди прочих веществ надпочечники начнут изготовлять и выбрасывать в кровь адреналин. Это вещество называют «жидкой симпатической нервной системой» - за то, что по характеру действия на внутренние органы оно точь-в-точь совпадает с активностью симпатических нервов. Действие адреналина и его спутника норадреналина (вместе их называют катехоламины) видный американский ученый Уолтер Кеннон назвал реакцией “бегство-бегство”, потому что считал, что она готовит мышцы и другие системы к действию в ответ на угрозу./3, 115с./ Сейчас эту реакцию относят к стрессовым эффектам средней продолжительности. Значит, есть еще долговременный эффект?
Непременно и обязательно. Именно долговременный эффект открыл и детально исследовал Ганс Селье. Эффект, который связан с напряжением “струн” гипоталамо-гипофизарно-кортикондной системы. Это неуклюжее название, восходящее к двум отделам головного мозга и коре надпочечников, еще не вполне выражает суть активации почти всех систем внутреннего химического самоуправления организма, которую вызывает достаточно сильный или длительный стрессор.
Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность,
субъект деятельности и общения, индивид
Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерен ...
Восприятие освещения в пространстве
Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики "формы-оболочки". Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яр ...
Диагностика межличностных отношений в школе
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители. Иногда “треугольник” превращается в “многоугольник”. Социально-психологический подход к анализу межличностных отношений в школе предполагает исследование ролевых ожиданий, ценностных установок, проявляющихся в процессе обучения и ...