Организм человека как система систем. Физиологические механизмы
стрессаСтраница 2
Долговременный эффект - сложный, многоходовый процесс, окутанный обратными связями. Он берет начало в гипоталамусе, одном из эволюционно древних отделов мозга, главном руководителе симпатической нервной системы (заметили, как связаны между собой самый медленный и самый быстрый эффект стресса), и оканчивается выбросом в кровь целого набора управляющих веществ из коры надпочечников, щитовидной железы и самого гипоталамуса. Особенно важным в этом наборе считаются гормоны-кортикостероиды, вырабатываемые корой надпочечников.
Суть их действия сводится к тому, что они продлевают мобилизацию защитных сил, подают добавочно питательные вещества - в первую очередь глюкозу - в кровь, обеспечивают длительное повышение артериального давления для работы мышц. Даже внутренняя структура клеток организма, их, так сказать энергетическая мощность изменяются при длительном стрессе. Как показал известный физиолог Ф.З.Меерсон, при длительных сбалансированных нагрузках в клетках организма вырастает число митохондрий – «энергостанций клетки». То есть длительный стресс затрагивает структуры организма вплоть до самых устойчивых.
Для того, чтобы подчеркнуть, какая неразрывная связь соединяет стресс со здоровьем, вернемся к словам основателя теории стресса. Популярно излагая свои взгляды, Ганс Селье написал, что у каждого человека есть как бы два резервуара жизненной энергии - большой и малый. Малый - для повседневных нужд, он подпитывается из большого с постоянной раз и навсегда заданной при рождении скоростью. Когда большой сосуд иссякнет, человек умирает от старости. Поэтому природа позаботилась, чтобы доступ к большому сосуду для сиюминутной надобности был невозможен. Слишком быстрый расход энергии из малого сосуда приводит к истощению и болезни, полное его исчерпание означает смерть от дистресса, энергия из большого сосуда не успевает перекачиваться, хотя мог бы обеспечить жизнь на долгие годы. Уровень в нем и есть уровень здоровья.
Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Простые и повседневно употребляемые термины и понятия вдруг оказываются довольно сложными, как только мы пытаемся дать им научную характеристику. Что мы подразумеваем, например, под сочетанием «положение человека», «положение ученика»?
В разных аудиториях проводился один несложный социально-психологический эксперимент. Человека прося ...
Причины конфликтов.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников
. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения ...
Ценности и ценностные представления
Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность пон ...
