Организм человека как система систем. Физиологические механизмы стресса
Страница 2

Другая психология » Воздействие стресса на человека » Организм человека как система систем. Физиологические механизмы стресса

Долговременный эффект - сложный, многоходовый процесс, окутанный обратными связями. Он берет начало в гипоталамусе, одном из эволюционно древних отделов мозга, главном руководителе симпатической нервной системы (заметили, как связаны между собой самый медленный и самый быстрый эффект стресса), и оканчивается выбросом в кровь целого набора управляющих веществ из коры надпочечников, щитовидной железы и самого гипоталамуса. Особенно важным в этом наборе считаются гормоны-кортикостероиды, вырабатываемые корой надпочечников.

Суть их действия сводится к тому, что они продлевают мобилизацию защитных сил, подают добавочно питательные вещества - в первую очередь глюкозу - в кровь, обеспечивают длительное повышение артериального давления для работы мышц. Даже внутренняя структура клеток организма, их, так сказать энергетическая мощность изменяются при длительном стрессе. Как показал известный физиолог Ф.З.Меерсон, при длительных сбалансированных нагрузках в клетках организма вырастает число митохондрий – «энергостанций клетки». То есть длительный стресс затрагивает структуры организма вплоть до самых устойчивых.

Для того, чтобы подчеркнуть, какая неразрывная связь соединяет стресс со здоровьем, вернемся к словам основателя теории стресса. Популярно излагая свои взгляды, Ганс Селье написал, что у каждого человека есть как бы два резервуара жизненной энергии - большой и малый. Малый - для повседневных нужд, он подпитывается из большого с постоянной раз и навсегда заданной при рождении скоростью. Когда большой сосуд иссякнет, человек умирает от старости. Поэтому природа позаботилась, чтобы доступ к большому сосуду для сиюминутной надобности был невозможен. Слишком быстрый расход энергии из малого сосуда приводит к истощению и болезни, полное его исчерпание означает смерть от дистресса, энергия из большого сосуда не успевает перекачиваться, хотя мог бы обеспечить жизнь на долгие годы. Уровень в нем и есть уровень здоровья.

Страницы: 1 2 


Типы конфликтов.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристич ...

Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.В ...

Принцип прегнантности
Метод срисовывания (Фолькельт). Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Джон Гибсон). Фигурное последействие (Келлер и Уаллах). Прегнантность (от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форм ...