Введение

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.

Главная задача специалистов данной службы – повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.

Воздействие на осужденных без учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождает конфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние криминогенных факторов на личность в местах лишения свободы. Изучать личность осужденного необходимо в целях профилактики правонарушений. Зная прошлое и настоящее лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, анализируя их отношение к наказанию, режиму, трудовой деятельности, к окружающим людям, мы можем прогнозировать поведение осужденного, как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Первые должности психологов в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) начали вводиться еще в 70-е годы в воспитательных колониях, так как появилась необходимость в объективном профессиональном изучении личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, в разработке программ и методик дифференцированного воспитательного воздействия. Однако этап наибольшего развития психологической службы начался с конца 90-х годов. Он совпадает с передачей УИС из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции.

Психологическое обеспечение работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, включает: изучение осужденных в следственном изоляторе и карантине исправительных учреждений, разработку рекомендаций по индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц с психическими отклонениями, склонностью к суициду, членовредительству, проведение психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий. Проводится психологическая диагностика осужденных при представлении их к условно-досрочному освобождению, при переводе в колонию-поселение, при предоставлении права передвижения без конвоя. В колониях проводится психологическая подготовка осужденных к освобождению. Сотрудники психологической службы всегда готовы оказать экстренную психологическую помощь осужденным при различных инцидентах. Благодаря работе психологической службы значительно улучшился психологический климат среди осужденных, уменьшилось количество конфликтов, нарушений дисциплины.

Психологи подразделений решают, прежде всего, практические задачи, их деятельность отличается высоким уровнем новизны, используемые психотехнологии носят наукоемкий характер. Однако используемые методы работы часто не стандартизированы и не адаптированы к условиям пенитенциарных учреждений. Основная масса специалистов в силу своей загруженности решением текущих задач не в состоянии сочетать научную и практическую деятельность. Их исследования носят разрозненный характер и их трудно объединить в единую систему.

В настоящее время психологи углубленно изучают психологические особенности следующих категорий осужденных: вновь прибывших в ИУ (в карантине), освобождающихся условно-досрочно, находящихся в местах лишения свободы более 5 и более 10 лет.

Психологическая служба УИС дает возможность расширить наши представления о психологических особенностях отдельных категорий осужденных, способах и особенностях работы с ними, позволяют повысить надежность использования диагностического материала, правильного подбора психокоррекционных мер воздействия. Надеемся, эти материалы будут полезны не только психологам, но и сотрудникам других служб УИС – начальникам отрядов, оперативным работникам, всем, кто осуществляет индивидуально-воспитательную и профилактическую работу с осужденными.


Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с аутизмом
Для более эффективной помощи больным аутизмом необходимо раннее установление диагноза, желательно на первом году жизни, когда можно отчетливо отметить отсутствие зрительного контакта, непереносимость каких-либо перемен в своем окружении, отсутствие эмоционального контакта с матерью и другими взрослыми, страхи. (2,с.52) Детям с аутизмом ...

Интернальность как компонент личностной зрелости.
Вернемся к вопросу об ответ­ственности как компоненте личностной зрелости. Как показывают исследования, интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведе­нием. В свою очередь, экстернальность связана с недостаточной социальной зре­лостью и асоциальным поведением. Интерналы, как уже отмечалось выше, отлича­ются бол ...

Тактика ведения переговоров
Для успешного развития бизнеса (фирмы, предприятия и т.д.), необходимо умение вести переговоры со сторонними организациями. Переговоры - это взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения определенных наборов обещаний, удовлетворяющих основные интересы всех сторон, непосредственно участвующих в переговорах. Процесс переговоров ...