Пример тренинга на развитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мы к общению»
Страница 1

Другая психология » Психологические аспекты и условия развития коммуникативных навыков в тренинге » Пример тренинга на развитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мы к общению»

Цель: освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения.

План занятия:

1. Приветствие «Мои пожелания».

2. Упражнения: «Здравствуйте, а вот и я», «Нарисуй свое имя», «Правило нашей группы», «Качество, которое я ценю в людях», «Пожелание друга», «Кто для меня самый чужой», «Кто кого напоминает».

3. Рефлексия занятия: «Разноцветные листы».

4. Домашнее задание: наблюдение и подбор характеристик литературных персонажей по типам собеседников.

5. Задание для самостоятельной работы: «Конкурс на лучшее оформление правил группы».

6. Анализ занятия: дискуссия «Готовы ли мы к общению». Вступление: люди проявляют свою социальную сущность в общении. Общение — многогранный процесс взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия человек создает своеобразный «банк» позитивных способов, приемов, идей, дающих ему возможность устанавливать положительные отношения с другими людьми. Чтобы установить контакт, не всегда бывает достаточно лишь интуиции, нужны и коммуникативные знания, умения, навыки, и развитая способность человека к рефлексии, децентра-ции личности, которые можно совершенствовать в процессе тренинга.

На первом занятии перед ведущим и участниками стоит задача осознания необходимости тренинга для каждого участника, для группы в целом и готовность к взаимодействию в процессе общения. Начинаем занятие с рассаживания. Мы будем работать по принципу беседы за круглым столом.

Приветствие «Мои пожелания»

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.

Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде пожелания.

Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и

тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.

Анализ упражнения:

1. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание.

2. Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?

3. Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?

Упражнение 1. «Здравствуйте,

а вот

и я»

Цель: развитие навыков самопрезентации, налаживания позитивного настроя на предстоящее общение.

Задание: заявить о себе, показать свою индивидуальность, неповторимость, желание работать и общаться совместно с другими участниками тренинга.

Инструкция: во время налаживания контактов немаловажную роль играет взаимонаправленность, взаимовосприятие партнеров по общению, поэтому бывает очень важным момент подачи себя. Покажи себя, заяви о себе. Способы самопрезентации могут быть самые разные: реклама, объявление в газете, рассказ о себе, песня, афоризм. В общем, все, что поможет окружающим лучше представить вас. Пусть девизом вашего выступления будут слова: «Смотрите, кто пришел!»

Анализ упражнения:

1. Презентация кого из участников вам понравилась больше всего, почему?

2. Что нового об участнике тренинга вы узнали?

3. Почувствовали ли вы в процессе выступления, что человек настроен на доброжелательное, открытое общение?

Упражнение 2. «Нарисуй свое имя»

Цель: преодоление барьеров контакта.

Задание: изобразить свое тренинговое или настоящее имя, которым будут пользоваться участники на протяжении всех занятий.

Инструкция: выбор имени имеет для человека первостепенное значение, а для тренинговых занятий это важно потому, что имя дает возможность лучше понять человека. Задание выполняется просто: нужно нарисовать свое имя, а затем написать его крупно на приготовленной заранее визитке.

Анализ упражнения заключается в обсуждении вопроса: «Почему участник тренинга оставил себе свое имя или взял тренин-говое?»

Упражнение 3. «Правило нашей группы»

Цель: фиксация правил группы как основы работы в тренинге.

Задание: обсудить и принять основные правила группы.

Инструкция: правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые. Все правила записываются на большом листе ватмана. Важно или принять правила, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникам предлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно .», «В этой группе опасно .», «В этой группе можно .», «Из этой группы может быть исключен тот, кто .».

Примерные правила:

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

Страницы: 1 2 3


Эмоции при стрессе
Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не испытал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа, произведения искусства и литературы, научные открытия, общение с другими людьми, работа, отдых - вызывает различные переживания. Бе ...

Всемогущий контроль
. Ощущение того, что человек способен влиять на мир. Это обычно проявляется у маленького ребенка. На инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем под миром нормальна. В конце концов, по мере взросления, ребенок примиряется с тем неприятным фактом, что ни один человек не обладает неогранич ...

Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС). Понятие и стадии ОАС
Под стрессом принято понимать неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - “вот это и есть стресс”, потому что этот термин в равной мере относится ...