Психологический анализ трудовых движений

Другая психология » Методы изучения трудовой деятельности » Психологический анализ трудовых движений

Основы микроанализа двигательных актов связаны с именами Н. А. Бернштейна и О. Фишера. В современной психологии микроструктурный метод рассматривается как средство изучения кратковременных действий — познавательных и исполнительных Наиболее распространенный прием микроструктурного анализа состоит в том, что время предъявления тестового материала делится на ряд интервалов, которые фиксируются видео- или другой техникой. В каждом из интервалов анализируются особенности выполнения когнитивных и психомоторных действий, осуществляемых тем или иным функциональным блоком. Анализируемые действия понимаются как целостные морфологические объекты, имеющие развитую функциональную (пространственно-временную) структуру. Важнейшая задача микроструктурного метода — выделение компонентов, сохраняющих свойства целого и складывающиеся между ними отношения. В традиции деятельностного подхода такие компоненты понимаются как "единицы" анализа деятельности

История развития этого подхода такова. В 1920-х гг. Фрэнк и Лилиан Джилбрет одними из первых обратили внимание на то, что "естественные" действия рабочих содержат в себе как необходимые, рациональные движения, так и хаотичные, излишние, разрушающие логику рабочих действий. Идея оптимизации и экономии движений была воплощена ими в микроэлементном анализе на основе принципа аддитивности Регистрация и анализ кинофрагментов деятельности позволили исследователям выделить ряд структурных биомеханических единиц — 17 терблигов, которые можно разделить на 5 групп:

1) обозначающие собственно микродвижения (взять, переместить с грузом, монтировать, разъединить, поставить, опустить, переместить, держать);

2) связанные с сознательным контролем перцептивно-моторные действия (искать, найти, выбрать, установить);

3) когнитивные действия (контролировать, планировать);

4) обобщающие основную исполнительскую деятельность;

5) связанные с паузами в работе (отдых, вынужденный простой).

Результаты исследований Ф. и Л. Джилбрет, развивающие идеи Ф. У. Тейлора, успешно реализовывались на практике. Применение разработанных ими технологий способствовало значительному росту производительности труда даже у лучших работников предприятий.

Актуальность данного подхода сохраняется ввиду появления новых профессий. Так, например, психологический анализ трудовых движений, предложенный К. К. Платоновым применительно к деятельности человека-оператора, предполагает выделение следующих групп движений:

1) основные (минимально необходимые для достижения целей деятельности в наиболее благоприятных условиях);

2) поправочные (уточняющие основные при отклонениях от оптимальных условий труда);

3) дополнительные (необходимые при действии непроизводственных факторов);

4) аварийные (необходимые для ликвидации аварийной ситуации и в силу особой значимости выделяемые в отдельную группу);

5) лишние (ненужные и мешающие движениям групп 1-4);'

6) ошибочные (замещающие движения групп 1-4 и не достигающие цели)


Личность руководителя как важный фактор принятия управленческих решений. Индивидуальный стиль деятельности руководителя
В настоящий момент вопрос об индивидуальном стиле деятельности человека, который кажется таким простым в житейском смысле, представляется сложным и мало проработанным – в научном. Под индивидуальным стилем деятельности психологи понимают и когнитивные стили, и аффективные стили, и регулятивные стили, и управленческие стили, и специальны ...

Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности, ее структура и особенности
Под мотивацией понимается совокупность побуждений, определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение. Процесс мотиваций развертывается через несколько последовательных фаз: 1 фаза — актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что-либо сделать, стремление к активности, нося ...

Методика 2. Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант
Назначение теста. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Инструкция к тесту. На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним ...