Рабочее место психолога в организации
Страница 2

Другая психология » Методы изучения трудовой деятельности » Рабочее место психолога в организации

1) определение и конкретизация целей;

2) оценка реальности и потенциальных возможностей, ресурсов, ограничений;

3) определение возможных альтернативных стратегий и действий;

4) принятие ответственности и переход к действиям.

Другая историческая тенденция — увеличение миграции рабочей силы — делает чрезвычайно актуальной необходимость постоянного контроля изменений кадровой системы в организации в связи с состоянием рынка рабочей силы в регионе. Мониторинг кадрового корпуса и психологического климата становятся обязательным условием корректного решения конкретных задач.

Другими словами, психолог на современном предприятии должен ориентироваться не на решение отдельных задач как независимых (как их обычно ставит руководитель, заказчик), а на задачи в контексте основных процессов жизнедеятельности организации, в контексте ее корпоративной культуры, с учетом ключевых принципов кадровой политики.

Следовательно, одним из условий успешности деятельности психолога-практика должен стать "активный банк данных". Работа должна быть организована так, чтобы каждое новое исследование, решение каждой новой задачи способствовало накоплению системной информации о кадровых процессах. В поле внимания психолога должны быть все кадровые процессы и события, даже такие как ординарное увольнение ординарного сотрудника.

Как создавать вчерашнему выпускнику свой "активный банк данных"? Рекомендации просты — работать, но работать систематично и последовательно.

♦ Предложите анкету каждому кандидату на рабочее место. В конце года проанализируйте их.

♦ Разработайте и предложите каждому увольняющемуся небольшую анкету. В конце года сделайте анализ собранных данных.

♦ Используйте возможность проведения аттестации большей части сотрудников. Это позволяет провести обширную диагностику не только квалификации, но и настроений в коллективе. Для сбора этих сведений сделайте чуть больше (проведите анкетирование, диагностику, опросы экспертов и т. п.).

Все эти данные уже через год-два станут серьезной "информацией для размышления". Современная компьютерная техника и мощные статистические пакеты позволяют выявить как естественную вариативность изучаемых признаков, так и неслучайные отношения. А это уже факты. При внимательном рассмотрении они могут оказаться научными фактами.

Выделим некоторые принципы организации базы данных.

1. Контролирование всего цикла движения персонала (подбор — отбор — адаптация — подготовка — переподготовка — перемещения — увольнения).

2. Использование части эмпирических данных в стандартных единицах (шкала интервалов, стандартные психодиагностические методики и другие параметры, позволяющие сопоставлять и анализировать тенденции во времени, в зависимости от рынка рабочей силы, от стажа, квалификации, семейного положения, служебного положения и пр.).

3. Проведение периодического анализа данных, составление отчетов, таблиц, графиков. (Когда любишь свою профессию, уважаешь свой труд, с интересом относишься к окружающей жизни и тому, что делаешь, это получается естественно, как потребность понять и разобраться. Нужна лишь некоторая самоорганизация.)

4. Контролирование процесса движения персонала в "ключевых точках" (например, первоначальная адаптация вновь принятых работников: 1, 3, 6, 12-й месяц).

5. Использование системного подхода в работе с персоналом. Специалисты различают разные его варианты: сетевое планирование, функциональные системы, "принцип Парето" и др. Например, согласно концепции американского экономиста итальянского происхождения Уильяма Парето "20 : 80", всегда есть небольшая часть ресурсов, компонентов, субъектов, определяющая успех целого (20% сотрудников обеспечивают успех деятельности организации на 80%, 20% инвестиций дают 80% прибыли, 20% клиентов обеспечивают 80% финансового оборота организации и т. п.). Таким образом, например, контроль за деятельностью немногих лиц, занимающих ключевые позиции в социально-психологическом пространстве организации, позволяет психологу "держать руку на пульсе".

Самостоятельно сформулируйте последующие принципы своей работы.

Методы изучения трудовой деятельности

Еще один важный аспект — специализация психолога, его индивидуальные предпочтения, его сильные и слабые стороны как профессионала. Тема согласования индивидуальности человека и среды его профессиональной деятельности, определения своего амплуа, профессиональной позиции занимает особое место. Едва ли здесь могут быть однозначные рекомендации. Почему-то на память приходит замечательная метафора нашего коллеги А. Г. Асмолова: "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают".

Страницы: 1 2 


Основные виды социальных конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить: · межли ...

Заключение.
К сожелению практически невозможно избежать возникновения конфликтов в коллективе, организации. Именно поэтому очень важно правильно понимать механизмы возникновения и способы разрешения конфликтов. Говорят «предупрежден – значит вооружен». Знание основ конфликтологии, умение смотреть вглубь ситуации -может помочь предотвратить возникно ...

Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществ ...