Классификация методов психологического исследования.
Страница 1

Другая психология » Эмперические методы в психологии » Классификация методов психологического исследования.

Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования.

С.Л. Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент (метод условных рефлексов). Беседа и анкета являлись приемами изучения продуктов деятельности.

Болгарский психолог Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические походы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из методов подразделяется на ряд других.

Б.Г. Ананьев все методы разделил на: 1) организационные– лонгитюдный, сравнительный и комплексный; 2) эмпирические – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный) и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных – методы математико-статического анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные – генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

М.С. Роговин и Г.В. Залевский сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический – соответствующий нерасчленному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Существуют и другие походы к описанию и классификации методов психологического исследования. По аналогии с другими науками целесообразно в психологии выделить три класса методов:

1. Эмпирические

– осуществляется внешнее реальное взаимо

2. действие субъекта и объекта исследования.

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Неэкспериментальные Методы измерения Экспериментальные методы

методы: Измерение в психологии наблюдение оценка выраженности у Эксперимент -

беседа изучаемого субъекта проведение исследования

«архивный метод» различных в специально созданных психологических качеств управляемых условиях, в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

2. Теоретически

е – субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).

3. Интерпретация и описание– субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Теоретические методы психологического исследования

:

1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.

2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса.

Виды моделирования

Структурно-функциональное

Функционально-структуроное

Исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.

Исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, _ультурологи и др.

Страницы: 1 2


Структура конфликта. Конфликтная ситуация
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав¬ляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, поря¬док расположения элементов. Примените ...

Виды нарушения поведения
Существуют следующие виды нарушения поведения: - агрессивное - деликвентное - зависимое - суицидально Агрессивное поведение. Как известно, деструктивность (разрушительность), тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реально ...

Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Простые и повседневно употребляемые термины и понятия вдруг оказываются довольно сложными, как только мы пытаемся дать им научную характеристику. Что мы подразумеваем, например, под сочетанием «положение человека», «поло­жение ученика»? В разных аудиториях проводился один несложный социально-психологиче­ский эксперимент. Человека прося ...