Мотивация взаимоотношений с детьми и родителями

Другая психология » Психологические особенности периода средней взрослости » Мотивация взаимоотношений с детьми и родителями

Нереализованные возможности человека, достигшего периода средней взрослости, начинают связываться с достижениями детей, воплощаясь в двух наиболее распространенных вариантах:

1. Самореализация через достижения детей, которые основываются на их собственном выборе и потенциальных способностях.

2. Подмена собственной мотивации роста стимулированием развития мотивационной сферы подрастающего поколения в «нужном» родителям (или одному из родителей) направлении; убеждение детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют собственную ценность человека, обрекая молодого взрослого на воплощение в жизнь нереализованного жизненного сценария родителей.

Иногда мотивом выбора последнего варианта является соблюдение семейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Это обстоятельство связано с тем, что, находясь в семье между детьми и стареющими родителями, люди среднего возраста обременены обязательствами по отношению к двум поколениям, а также по отношению к самому себе. Теперь они принимают на себя роль хранителя семьи, направляя свою активность на поддержание семейных традиций, достижений и сохранение семейной истории. Проявлять заботу о близких людях человека побуждает чувство чьей-то значимости. По Эриксону, забота представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес» (Erikson, 1982, р. 67). Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание человека внести свой вклад в жизнь будущего поколения, а также проявить благодарность к тем, кто заботился о нем раньше. Для отношений между средним поколением, детьми и родителями часто бывают характерны попытки повлиять на поведение друг друга. При этом существует миф о том, что это влияние приводит к грубым размолвкам и разногласиям из-за различий в образе жизни и ценностях. Тем не менее исследования показывают, что внутри семьи между поколениями существует удивительная преемственность в мотивационной направленности.

Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. В случае отсутствия потребности заботиться о ком-то взрослый человек постепенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек не заботится ни о ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы деятельности: личное здоровье, религию, работу. Однако приближение пенсионного возраста, связанного с ограничением круга реализации профессиональных способностей и опасностью потери рабочего места, в отсутствии потребности заботиться о ком-то может снова вернуть человека к переживанию мотивационного кризиса с характерными для него чувствами безысходности, тоски и бессмысленности существования.


Концепции проблемного обучения, психологические условия организации проблемного обучения
Проблемное обучение представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, которые направлены на самостоятельное добывание знаний путем решения учебных проблем, формирование творческого мышления и познавательных интересов учащихся. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, учителем с учеником или самим уче ...

Что такое интеллектуальное сопротивление и в чем оно проявляется?
Если мы стремимся вылечить больного, освободить его от болезненных симптомов, то он оказывает нам ожесточенное, упорное сопротивление, длящееся в течение всего лечения. Сопротивление больных чрезвычайно разнообразно, в высшей степени утонченно, часто трудно распознается, постоянно меняет форму своего проявления. Для врача это значит не ...

Исследование тревожности и её видов юношей и девушек музыкальных и немузыкальных специальностей
При исследовании тревожности использовался опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», состоящая из 2-х шкал («состояние-тревожность» и «свойство-тревожность»), каждая из которых включает по 20-ть пунктов с 4-мя альтернативными ответами. На русский язык этот опросник был ...