Сфера мотивационная. Особенности развития мотивационнои сферы в среднем возрасте
Страница 1

Другая психология » Психологические особенности периода средней взрослости » Сфера мотивационная. Особенности развития мотивационнои сферы в среднем возрасте

Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды. Тем не менее это обстоятельство их нисколько не смущает — они считают, что находятся теперь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни. Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются (Gould R., 1978). Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была недоступна. Вот почему возрастную категорию 40-60-летних иначе называют поколением руководителей. Видимо, этим обусловлено то, что большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в организациях, на производстве и в обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категории. Что движет этими людьми, с одной стороны уверенными в себе и достигшими определенных результатов в жизни, а с другой стороны — задумывающимися над тем, что половина жизни уже прожита, впереди старость и время уходит? Двойственность складывающейся ситуации приводит к смене стремления к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность в третьем десятилетии, на потребность действовать без промедления и тут же получать результат. Побуждающей силой в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould R., 1978). Соответственно изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей: реализации своего творческого потенциала на фоне снижения профессиональной мобильности и ощущения сужающегося жизненного пространства; необходимости передать что-то следующему поколению, способному оценить продуктивность или инертность достигнутых человеком результатов; корректировки деятельности с точки зрения возможной стагнации, то есть застоя и упущенных возможностей; заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовки к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие — рождение ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод — заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей (Sherman, 1987).

Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни, что определяется Эрихом Фроммом как преданное посвящение себя чему-то или кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, потерявший семью или родителей, которые составляли смысл его жизни, оказывается в ситуации бесцельности существования, потери смысложизненной ориентации. Между тем ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является причиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992). В. Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любое время своей жизни (Франкл В., 1990). При этом чем выше уровень осмысленности жизни человеком, тем ниже мотивация поиска смысложизненных целей. Это объясняется тем, что осмысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о своих целях, поступках и желаниях, следовательно, отсутствует сама необходимость их поиска. Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:

Страницы: 1 2


Особенности закрытой черепно–мозговой травмы у детей
Наиболее часто сотрясение головного мозга наблюдается у детей школьного возраста. В силу анатомо-физиологических особенностей травма в детском возрасте протекает легче, чем у взрослых. Однако осложнения, возникающие у детей серьезнее – водянка головного мозга, эпилепсия. У детей трудно судить о наличии и продолжительности утраты сознан ...

Задание 5
Дайте понятие о воле. Опишите структуру сложного волевого действия. Воля—сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрыв ...

Процесс половой социализации в современных условиях
Родители, несомненно, являются первыми, кто прививает ребенку существующую в их среде психосексуальную культуру. Культурные стереотипы, существующие в обществе, их собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Родители имеют тенденцию более определенно отождествлять себя с ребенком своег ...