Психологические предпосылки преступного поведения
Страница 1

Другая психология » Психологическая сущность преступного поведения » Психологические предпосылки преступного поведения

Одной из распространенных психологических предпосылок преступного поведения является отчуждение личности

. Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп (семья, трудовой коллектив, друзья и т. д.) или существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межлич­ностного взаимодействия, который имеет существенные психологи­ческие и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения.

1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее "чужими", не обязательными для исполнения. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогла­сие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздей­ствие.

2) Отчуждение личности в раннем детском возрасте вследст­вие невыполнения семьей своей основной функции — включения ребенка в структуру общества по механизму подражания родите­лям — может заложить основы асоциальной личности, изолиро­ванной от социально-позитивной микросреды — семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии ком­пенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив пре­ступлений.

3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негатив­ном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное пове­дение.

4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются груп­пы антиобщественной направленности, состоящие из таких же от­чужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахожде­ние в таких группах приводит к криминализации личности с после­дующей ее деградацией.

5) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приво­дит к нарушению социального контроля, несоблюдению установ­ленных норм поведения. Длительное пребывание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.

6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способно­сти чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений. Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них — алкоголики. Другая категория отчужденных — осужденные к длительным срокам лишения свободы. (Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается).

Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое, парадоксальное, на первый взгляд, явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в "зону".

Страницы: 1 2


Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Простые и повседневно употребляемые термины и понятия вдруг оказываются довольно сложными, как только мы пытаемся дать им научную характеристику. Что мы подразумеваем, например, под сочетанием «положение человека», «поло­жение ученика»? В разных аудиториях проводился один несложный социально-психологиче­ский эксперимент. Человека прося ...

Управляемое воображение и позитивное видение
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире. Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон. Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем. Как ...

Проявление личности в раннем возрасте
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный ...