Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Среди причин семейного неблагополучия можно выделить перемены в экономике, политике и социальной сфере. Все это негативно отразилось на взаимоотношениях между членами семьи и, прежде всего, между родителями и детьми. Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

Актуальность данного исследования заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

В настоящее время много детей, которые воспитываются в неполных семьях. Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, которые сказываются на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время растет количество разводов, велико количество внебрачных рождений и достаточно высок уровень смертности среди взрослых людей, находящихся еще в довольно молодом возрасте, в силу различных причин (несчастные случае на производстве, алкоголизм, наркомания, заболевания и т.д.). И как следствие всего этого – неполные семьи, в которых воспитываются один или несколько детей.

Специалисты, занимающиеся научной разработкой семьи и брака, проводят различные исследования, которые показывают, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, испытывают различные психологические трудности. Семейные раздоры, различные психотравмирующие факторы, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей, которые почти всегда носят хронический характер. Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются такие российские специалисты, как: Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е. и др. Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

Цель работы: рассмотреть проблему неполной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.

Задачи:

1. Изучить особенности развития ребенка в неполной семье.

2. Рассмотреть типы неполных семей.

3. Провести исследование и определить уровень тревожности у детей из неполных семей.

4. Наметить формы психологического взаимодействия с неполной семьей

Объект: ребенок, воспитывающийся в неполной семье.

Предмет: неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка

Методы: изучение и анализ литературы, тестирование.


Группа астеников
В наиболее чистом и простом виде симптоматология конституциональной астении представлена у так называемых неврастеников, субъектов, наиболее отличительными чертами которых именно и являются чрезмерная нервно-психическая возбудимость, раздражительность, с одной стороны, и истощаемость, утомляемость — с другой. Помимо того, в симптоматоло ...

Структура музыкальных способностей. Уровни способностей
Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность. Например, некоторые музыкальные способности принято обозначать в терминах, связанных с названиями ...

Изоморфизм физического, физиологического и феноменального полей.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элемент ...