Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Среди причин семейного неблагополучия можно выделить перемены в экономике, политике и социальной сфере. Все это негативно отразилось на взаимоотношениях между членами семьи и, прежде всего, между родителями и детьми. Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

Актуальность данного исследования заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

В настоящее время много детей, которые воспитываются в неполных семьях. Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, которые сказываются на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время растет количество разводов, велико количество внебрачных рождений и достаточно высок уровень смертности среди взрослых людей, находящихся еще в довольно молодом возрасте, в силу различных причин (несчастные случае на производстве, алкоголизм, наркомания, заболевания и т.д.). И как следствие всего этого – неполные семьи, в которых воспитываются один или несколько детей.

Специалисты, занимающиеся научной разработкой семьи и брака, проводят различные исследования, которые показывают, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, испытывают различные психологические трудности. Семейные раздоры, различные психотравмирующие факторы, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей, которые почти всегда носят хронический характер. Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются такие российские специалисты, как: Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е. и др. Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

Цель работы: рассмотреть проблему неполной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.

Задачи:

1. Изучить особенности развития ребенка в неполной семье.

2. Рассмотреть типы неполных семей.

3. Провести исследование и определить уровень тревожности у детей из неполных семей.

4. Наметить формы психологического взаимодействия с неполной семьей

Объект: ребенок, воспитывающийся в неполной семье.

Предмет: неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка

Методы: изучение и анализ литературы, тестирование.


Словарь
Психология – наука о душе. Адаптация психическая – психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, ...

Поле как объяснительный конструкт
ПОЛЕ — в психологии — совокупность переживаемых субъектом актуальных — «здесь и теперь» — побудителей его активности. Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и психологии топологической, трактуясь согласно принципам этих школ. С помощью понятия поля характеризуется поведение субъекта в конкретной ситуации в зависимости ...

Функции социального конфликта
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Существуют объективные субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы ...