Педагогический модуль. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики.

Другая психология » Психология и педагогика » Педагогический модуль. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики.

Педагогика — в дословном переводе «пайдагогос» — означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании.

Главными задачами педагогики являются накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Функции педагогики:

Ø познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, образования, развития и обучения людей;

Ø указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей;

Ø вооружать педагогов-практиков профессиональными знаниями;

Ø выработать умение проектировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

Педагогика традиционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Предметом педагогических исследований является также общее актуальное содержание образования.

Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем, воспитателем и ребенком, то в педагогике они редко становятся предметом специального внимательного и детального изучения. Личность учащегося, межличностные аспекты образования скорее с психологическими аспектами обучения и воспитания детей. В психологических аспектах образования заключены восприятие и принятие детьми разного возраста учебно-воспитательных воздействий, соответствие этих воздействий законам развития интеллекта и личности ребенка, установление оптимальных взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, учителями и учащимися.


Этапы, методы и методики исследования
Целью исследовательской работы было изучение уровня психологической готовности к обучению в школе исследуемой группы дошкольников. Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной. [5] Первая методика "Домик" (для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста). Методика представляет собой задание на ...

Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду
Состояние психологической готовности к труду следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, ...

Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе
Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет несколько блоков: 1. Выработка мотивации – субъект должен иметь ...