Личность ребенка в неполной семье. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Страница 1

Другая психология » Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка » Личность ребенка в неполной семье. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской, то следует рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Так, отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические особенности ребенка за счет развития способностей вербальных;

- менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов собственных исследований
Эксперимент проводился в 2 этапа. Первый этап (декабрь) – констатирующий, где исследовался уровень сформированности воображения. Анализ результатов по методике «Свободный рисунок» показал, что в большинстве работ (14 рисунков исследуемой старшей группе А, т.е. 70% от общего числа работ, и 15 рисунков контрольной старшей группе Б, т.е. ...

Управляемое воображение и позитивное видение
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире. Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон. Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем. Как ...

Основные формы девиантного поведения. Алкоголизм
Алкоголизм, курение, проституция, наркомания – социальная патология. Они дезорганизуют систему нравственных ценностей, её основы, наносят вред личности. Одной из главных проблем становится проблема алкоголизма. Алкоголизм– форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной дегра ...