Личность ребенка в неполной семье. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Страница 3

Другая психология » Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка » Личность ребенка в неполной семье. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания – гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функцию нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья /2/.

Страницы: 1 2 3 


Сновидения как психический аспект парадоксального сна. Физиологические основы сновидений.
Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром. И не ...

Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема в разработках на современном этапе
В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [32; 25 – 28]. Впервые эти термины в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье ...

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти.
Факты, полученные исследователями на основании разных теорий памяти, немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти: 1) при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (эффект края); 2) запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение опред ...