Тест на исследование тревожности

В данной работе я использовала методику диагностики самооценки разработанную Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированную Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Исследование, в котором принимало участие 10 детей, проходило в детском социальном приюте для несовершеннолетних г. Комсомольска-на-Амуре, краткий портрет семьи и результаты исследования которых приведены ниже. (Фамилии изменены)

Результаты диагностического исследования:

Бекетова Ирина, 13 лет. Мать после развода воспитывает дочь одна, хотя Ирина общается с отцом и с его новой семьей. Результаты исследования показали, что личностная тревожность находится на низком уровне (1,7), примерно на таком же уровне находится ситуационная тревожность (1, 8).

Егоров Даниил, 16 лет, отец умер. Даниил очень переживает смерть отца и обижен на мать, она стала выпивать. У него при среднем личностном показатели тревожности (2,6), очень высокий показатель ситуационной тревожности (4,0).

Клименко Марк 12 лет, мать воспитывает одна сына, ребенка родила в первом браке, второй раз была замужем 4 года, у отчима не сложились отношения с Марком. Мальчик психологически очень зависим от матери, замкнут, инфантилен. Результаты исследования: личностная тревожность – высокая (3,3), ситуационная – очень высокая (3,9).

Сухих Женя, 9 лет. После смерти матери сына воспитывает отец, в воспитании помогает бабушка, в связи с переменой места жительства временно находится в приюте. У него наблюдается средний показатель личностной тревожности (2,0), но при этом ситуационная тревожность на низком уровне (1,7).

Ермишкин Влад, 12 лет. Мать и сын после развода ушли к родителям матери. Мальчик по результатам исследования имеет личностную низкую тревожность (1,8) и высокую ситуационную тревожность (3,3).

Крушева Лада, 14 лет. Семья находится в разводе около года, отец уехал в другой город, отношения с дочерью не поддерживает. Девочка после развода родителей очень изменилась, стала агрессивна, плохо учится, во всем обвиняет мать. Результаты исследования показали, что при среднем показателе личностной тревожности (2,8), ситуационная тревожность находится на очень высоком уровне (3,8).

Корнев Саша, 14 лет. Мать воспитывает сына, которого родила вне брака. Полгода назад вышла замуж, но новый муж участия в воспитании Саши не принимает. У него наблюдается высокий личностный уровень тревожности (3,4) и такой же высокий показатель ситуационной тревожности (3,2).

Утинова Наташа и брат близнец Егор 11 лет. Мать после развода поддерживает отношения с бывшим мужем и его новой семьей. По результатам исследования у девочки наблюдается средняя личностная тревожность (2,2) и ситуационная имеет почти такой же уровень развития (2,7). У брата при таком же среднем показателе личностной тревожности (2,4) ситуационный уровень имеет высокий показатель (3,6).

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: трудности, которые существуют в неполных семьях так или иначе, влияют на психологическое состояние детей, воспитывающихся в этих семьях. Результаты тестирования показали, что из 10 опрошенных подростков 3 имеют высокий уровень ситуационной тревожности, а 4 – очень высокий. При этом уровень личностной тревожности, который заложен в человеке от природы, может находиться на любом уровне.

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно с уверенностью говорить о том, что дети, которые воспитываются в неполных семьях, имеют устойчивое состояние тревожности. Это состояние можно оценить как преодоление экстремальных трудностей, случившихся в их жизни. Все это негативно влияет на их взаимоотношения с родителями, окружающими людьми, возникает страх перед различными трудностями, неуверенность в себе. Детям очень сложно самим преодолеть существующие у них психологические трудности, в этом им должны помочь в первую очередь их родители. Но если родители сами не в состоянии разрешить эту ситуацию, то требуется помощь квалифицированных специалистов.


Межличностная коммуникация и ее особенности
Межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в ...

Ощущение - психический процесс. Его свойства, виды и развитие
Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения - продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Существует несколь ...

Характеристика стратегий поведения в конфликте
Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта ...