ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, в большинстве случаях, имеют противоречивое отношение к окружающему миру и значительные отклонения в личности. Такие отклонения формируются под воздействием жизненных условий, а также из-за ошибок в семейном воспитании. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. /10/.
Таким образом, дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительное наблюдение которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, негативизм, упрямство. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.
В настоящее время неполным семьям оказывается лишь материальная помощь, размеры которой преимущественно зависят от наличия средств федеральных и в большей степени региональных бюджетов, личной инициативы граждан. Вполне очевидно, чтобы неполная семья могла адаптироваться в современном социально-экономическом пространстве, ей необходимо занять достойное положение во всех сферах общества, что обязывает к интегративному подходу в области ее социальной защиты.
ПРИЛОЖНИЕ
Тест на исследование тревожности
(Опросник Спилбергера)
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 1. Шкала ситуационной тревожности
№ |
Суждения шкалы |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Я спокоен Мне ничто не угрожает Я нахожусь в напряжении Я испытываю сожаление Я чувствую себя свободно Я расстроен Меня волнуют возможные неудачи Я чувствую себя отдохнувшим Я не доволен собой Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения Я уверен в себе Я нервничаю Я не нахожу себе места Я взвинчен Я не чувствую скованности и напряжения Я доволен Я озабочен Я слишком возбужден и мне не по себе Мне радостно Мне приятно |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
Воля как волевое
действие Структура волевого акта. Развитие произвольных и волевых действий в
онтогенезе
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполн ...
«Группа риска» - когда мы говорим о профессиональном выгорании
Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекц ...
Притеснение детей
Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В резу ...