Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность
Страница 1

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность

Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М., 1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги, акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью медицинской специальностью.

В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л. Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно - нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли психодиагностика и академические исследования.

В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций, и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще врачей.

Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек, по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а реципиент принимает его" [18, c.8].

Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.

В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е. Рожнов.

На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.

Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах складывались новые, авторские направления психотерапии. Например, развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая терапия духовной культуры.

Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н. Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.

Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в психотерапии.

Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из Нижнего Новгорода.

Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге существует множество психотерапевтических начинаний, направлений, концепций, коллективов и групп.

Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.

В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых, вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.

Страницы: 1 2 3 4


Группы детей с нарушением поведения
Существуют группы детей, которые более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей. Влияние семьи: 1. Привязанность. Ненадёжная привязанность к родителям в младенчестве связана с возможным возникновения поведенческих проблем в дошкольном возрасте, таких ка ...

Предконфликтная ситуация.
Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряж ...

Особенности мышления
"В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление воз ...