Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность
Страница 1

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность

Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М., 1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги, акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью медицинской специальностью.

В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л. Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно - нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли психодиагностика и академические исследования.

В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций, и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще врачей.

Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек, по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а реципиент принимает его" [18, c.8].

Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.

В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е. Рожнов.

На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.

Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах складывались новые, авторские направления психотерапии. Например, развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая терапия духовной культуры.

Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н. Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.

Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в психотерапии.

Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из Нижнего Новгорода.

Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге существует множество психотерапевтических начинаний, направлений, концепций, коллективов и групп.

Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.

В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых, вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.

Страницы: 1 2 3 4


Общение, его структура и функции
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к друго ...

Результаты исследования
Исследования показали, что люди, умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху и достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: ...

Мутационный процесс
Организмы, обладающие удачными вариантами признаков, имеют большую вероятность по сравнению с другими организмами выжить и оставить потомство. Вследствие этого полезные вариации в ряду поколений будут накапливаться, а вредные или менее полезные вытесняться, элиминироваться. Это и называется процессом естественного отбора, который играет ...