Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья
людей. Психотерапевтическое воздействие на личностьСтраница 2
Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом знакомиться с западными методами психотерапии.
В последние годы освоением новых методов активно занимались и государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму, психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году издал специальный Указ о развитии психоанализа).
Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией. Существует великое множество определений психотерапии.
Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:
"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу, личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в целом."
По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах, психотерапия - это лечение информацией.
П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."
Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е. Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде."
Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию как составную часть медицины: больной, врач, лечение.
Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты, когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии", пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].
Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем."
Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее развитие в различных направлениях [18, c.26].
Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия - система психического (психологического) воздействия словом, мимикой, молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику, а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других сформулированных целей.
Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д. Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].
Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров В.В., 1999].
Симптомы кризиса трехлетнего возраста
При рассмотрении кризис трех лет нельзя исходить только из теоретической схемы. У нас нет другого пути, как пути анализа фактических материалов, с тем, чтобы в процессе анализа осознать основные теории, которые были выдвинуты для объяснения этого материала. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо ран ...
Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств
Участники тренинга, объединены тем, что после проведения тестирования они имели низкий уровень регуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет, экзамен - это стрессовая ситуация.
Эмоционально-волевая саморегуляцияь (как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика, разработана с целью ...
Индивидуальная психология, ее предположения и
результаты
Обзор большинства психологических учений демонстрирует своеобразное ограничение, когда речь заходит об области исследования и средстве познания. Создается впечатление, что из этой сферы с глубоким умыслом исключаются опыт и знания человека и подвергается сомнению ценность художественного, творческого познания, угадывания и интуиции. ...