Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность
Страница 2

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей. Психотерапевтическое воздействие на личность

Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом знакомиться с западными методами психотерапии.

В последние годы освоением новых методов активно занимались и государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму, психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году издал специальный Указ о развитии психоанализа).

Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией. Существует великое множество определений психотерапии.

Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:

"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу, личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в целом."

По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах, психотерапия - это лечение информацией.

П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."

Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е. Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде."

Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию как составную часть медицины: больной, врач, лечение.

Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты, когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии", пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].

Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем."

Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее развитие в различных направлениях [18, c.26].

Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия - система психического (психологического) воздействия словом, мимикой, молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику, а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других сформулированных целей.

Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д. Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].

Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров В.В., 1999].

Страницы: 1 2 3 4


Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость. Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?» Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но многие нарушения могут быть выявлены сразу после рождения. ...

Формирование характера
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствую ...

Что такое перенесение и какую функцию оно выполняет?
Понятие «перенесение» является перенесением чувств больного на личность врача. Вся готовность испытывать чувства назрела в больной и при аналитическом лечении переносится на личность врача. Перенесение может проявиться в бурном требовании любви или в более умеренных формах; вместо желания быть возлюбленной у молодой девушки может возник ...