Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе
Страница 2

Другая психология » Типы поведения участников конфликтной ситуации » Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе

1) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

2) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

3) социализация и адаптация, как индивидов, так и социальных групп;

4) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

5) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);

6) стимулирование нормотворчества и социального контроля;

7) способствование созданию новых социальных институтов.

Л. Козер доказывает, что конфликты есть продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы. (12, с.112).

А.Я. Анцупов исследуя сущность конфликта, анализирует его через понятие противоречия. Под социальным конфликтом у него понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению к друг к другу (3, с. 235).

Д.Л. Зеркин рассматривает конфликт как «противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов» (10, с. 38).

А.Н.Леонтьев замечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба (15, с. 278).

Р. Дарендорф предложил иной взгляд на мир общественных отношений: конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни. Р. Дарендорф предложил рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений. Социальные изменения приобретают различные формы, в том числе формы конфликта (14, с. 107).

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно (19, с. 125).

2) Психологический подход.

По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. Центральным понятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от 3. Фрейда и К. Юнга, К. Хорни не считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами, — что более точно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, приобретая характер потребностей. Так появились три основные тенденции личности - «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей» (24, с. 71).

С.Л. Рубинштейн, Е.Л.Доценко рассматривают конфликт в плане целостной структуры личности как нарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность является конфликтной по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой, - подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей (15, с.281).

При обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутренних противоречий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается как источник развития индивида, приобретение им качественно новых образований: таких взглядов придерживаются Л.И. Божович, К.А. Коваль, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, В.Г. Асеев.

Таким образом, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нор¬мального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. Психологический и социологический подход способствуют уточнению понятия конфликта, а также его предметной области.

Страницы: 1 2 


Эмпирическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Исследование стратегий поведения в студенческой группе
Сегодня интерес исследователей конфликтов явным образом смещается в сторону изучения реальных конфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литератур ...

Укрепление межполовых границ.
Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. С этих позиций можно объяснить и другие способы укрепления межполовых границ. Б.Торн называет взаимоотношения между мальчиками и девочками, служащие для усиления межполовых границ, «пограничными действиями».[6] Он выделяет н ...

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца
Обработка теста проходит по шкалам: Наслаждение; Достижения; Социальная власть; Самоопределение; Стимуляция; Конформизм; Социальность; Безопасность; Зрелость; Поддержка традиций; Социальная культура; Духовность. Гипотеза авторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в констру ...