Характеристика стратегий поведения в конфликте
Страница 1

Другая психология » Типы поведения участников конфликтной ситуации » Характеристика стратегий поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой моде¬ли лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и ин¬тересы противоположной стороны (10, с. 54). Согласно модели, конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов; по горизонтальной оси – степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая, как важность отношений.

Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, по горизонтальной - приспособление, сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу (см. рис. 1.).

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиг¬раю…?, «Что я потеряю .?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника .?» и т. д. На основе такого анализа он созна¬тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристи¬ка выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотно¬сится с количественными параметрами: низким, средним или высо¬ким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важ¬но помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности (23, с. 61).

Соперничество.

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, ис-ходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а инте¬ресов своего соперника - как низких (3, с. 163). Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаи¬моотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который ха¬рактерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она явля¬ется целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт¬ной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие (18, с. 66).

Приспособление.

Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Чело¬век, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интереса¬ми в пользу интересов соперника (5, с. 111).

Страницы: 1 2 3


Понятие о межличностных отношениях в группе Место общения в развитии личности подростка
Взаимоотношения (синоним — межличностные отношения) в группе это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Система межличностных отношений в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности и сложности скл ...

Глоссарий
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Убеждающее воздействие - интеллектуальное сопереживание в процессе совместной мыслительной деятельно ...

Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медле ...