Опыт срисовывания фигур (Фолькельт)

Опыт срисовывания фигур, который был предложен Фолькельтом, состоит в том, что дети индивидуально или целой группой срисовывают какую-нибудь геометрическую фигуру. Фолькельт употреблял, изображающего его сотрудницу, различной величины кубики с одной цветной точкой в середине на одной или нескольких сторонах, кубики с окрашенными краями и углами, конусы, пирамиды, одноцветные или окрашенные в несколько цветов коробки с содержимым и без него, цилиндры и т.п. В опытах применялся также опрос испытуемых.

В качестве графических реакций детей на восприятие указанных фигур Фолькельтом собран многочисленный экспериментальный материал, располагающийся по определенным типологическим ступеням. Образчиком может служить таблица, передающая изображения конуса, нарисованные различными детьми. Первый рисунок слева в предпоследнем ряду принадлежит одному пятидесятилетнему слабоумному подметальщику улиц, показания которого о его произведении совпадают, по словам Фолькельта, с показаниями детей.

Фолькельту другими исследователями указывалось, что дети настолько несовершенно срисовывают форму не потому, что они ее так воспринимают, а потому, что они не умеют рисовать.

Для опровержения этого утверждения Фолькельт предлагал детям наряду с их собственным изображением фигуры целый ряд других, начиная с самого примитивного и кончая перспективным изображением взрослого. В очень редких случаях дети признавали правильные с точки зрения взрослых рисунки лучшими.

К примеру, мальчику предлагалось срисовать цилиндр, который был поименован буквой А.; Мальчик сделал рисунок, который пометили буквой В.; Вслед затем мальчику были предложены для сравнения с собственным и с моделью все рисунки, изображенные на таблице. По мнению мальчика, идеальным изображением было изображение, поименованное на таблице буквой С.; При этом мальчик добавил, что „вся картина должна быть круглой".

Поэтому Фолькельт на основе указанного опыта приходит к вполне закономерному выводу: Следовательно, не потому дети так изображают фигуры, что они не умеют рисовать, а потому, что они их так именно н воспринимают.

Как показали опыты Фолькельта, а также работа А. Шварца, проведенная под руководством его и Ф. Крюгера, одним из свойств детских восприятий является их перестраивание. Это перестраивание происходит согласно личному творческому плану ребенка, определяемому в первую очередь каким-нибудь основным свойством предмета, стоящим, как правило, наиболее близко к детским эмоциям. В этом восприятии большую роль играют также моторные и моторно-аффективные моменты. Работа А. Шварца указала на символический характер детских восприятий. Для еще большего подкрепления своеобразия детского восприятия, как оно передается в рисунке, в частности и для доказательства того, что в творческом извращении рисунка у детей большую роль играют тактильно-моторные элементы, Шварц предлагал детям перед срисовыванием ощупывать фигуры, вылитые из меди. Процент творческих преобразований в этой серии возрос еще более, и дети, раньше передававшие более или менее соответственно оригиналу, также перешли теперь на символическое изображение. Проверочная серия с оценкой уже нарисованных изображений дала те же результаты, что и в опытах с срисовыванием фигур.

Следовательно, эта указанная нами серия опытов Фолькельта и его сотрудников с убедительностью доказывает, что характер детских восприятий совсем иной, чем у взрослого. Детские понятия тождества, сходства и различия совсем иные: они имеют не логически-расчлененное, но эмоционально-целостное основание.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Мы не имеем места для увеличения числа примеров экспериментальных исследований восприятий у детей, как они поставлены в новейшей немецкой целостной психологии. Но и приведенных нами примеров вполне достаточно для того, чтобы аудитории стали ясны новые приемы и выводы в интересующей нас теме.


Особенности формирования личностных качеств
Личностные особенности детей из алкогольных семей можно охарактеризовать следующим образом. Эти дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, с ...

Вопрос готовности к школе шестилетних детей
В мировой педагогической практике опыт организации обучения детей с 5-6 лет известен на протяжении более полувека. В отечественной педагогике подобные исследований связаны с именами Ш.А.Амонашвили [1], В.С.Мухиной [50] и др., к середине 80-х гг. изложивших свое понимание проблемы обучения в школе начиная с шестилетнего возраста. Не подв ...

Некоторые распространенные нарушения памяти.
Как было сказано,- забывание может быть очень негативным, и стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество - будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия- т.е. отсутствие или прова ...