Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений
между детьми и родителямиСтраница 1
Вторая часть практической работы направлена на выявление степени самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:
1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.
2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.
Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:
1. Навыки самообслуживания.
2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
3. Умение планировать свою трудовую деятельность.
4. Выполнение поручений без помощи родителей.
5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).
К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.
К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.
Низкий уровень 0%.
Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.
В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.
Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.
В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем как нравственную саморегуляцию детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами выявлено:
1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).
2. У 60% отметили наличие только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).
3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).
Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности детей составили матрицу:
Код |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
Труд |
II |
II |
II |
I |
II |
I |
II |
II |
I |
I |
Нравственная саморегуляция |
II |
II |
III |
II |
II |
I |
II |
III |
I |
II |
В итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.
Какова роль удовольствия и отвращения, симпатий и антипатий в работе
цензуры?
Та работа, которая переводит скрытое сновидение в явное, называется работой сновидения. Работа, проделываемая в обратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться до скрытого, является нашей работой толкования. Работа толкования стремится устранить работу сновидения. Признанные очевидным исполнением желания сновиде ...
Психологический модуль.
Психика как категория
психологии и философии. Предмет психологии и его развитие
Психология — (от греч. psyche— «душа» и logia— «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более научный термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю реаль ...
Специфические причины девиантного поведения подростков
С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических ме ...