Возрастные изменения

Три стадии развития мужской роли: избегание всего женственного в детстве, физическое совершенствование в отрочестве и стремление к успеху во взрослом возрасте. В раннем возрасте мальчик постигает, что надо избегать проявлений женственности. Эти правила ему грубо навязываются, прежде чем он сможет найти им какие-либо объяснения. Бессознательное отвращение к гомосексуальности, трудности в выражении чувств и непонимание других людей, возможно, являются следствием этих запретов. Долгосрочное исследование мальчиков-подростков, показало, что для них очень важно быть «крутым» и что положение в группе вплоть до юношеского возраста зависит в основном от физических данных и способностей к спорту. Третья фаза развития мужской роли также накладывается на предыдущие и охватывает период от 16 до 20 лет. Она основана на достижении успеха в одном или нескольких видах деятельности, обычно требующих физического мастерства.

Эту прерывистость развития мужской роли можно объяснить и с позиции силы (первая фаза – запрет на женские занятия), и с точки зрения исторических перемен (две последние фазы). Особое значение физической силы и спортивных способностей в отрочестве исторически связано с необходимостью подготовиться к роли бойца и борца, хотя в наше время достижения мужчин больше определяются интеллектуальными достоинствами и навыками межличностного общения (третья фаза развития роли).

Женская роль развивается иначе, и основной перелом наступает в период полового созревания. В это время ролевые требования становятся строже. Резко снижается терпимость к проделкам девочек-сорванцов, меньше ценятся спортивные и учебные успехи. Интересы сосредоточиваются на внешности, моде и свиданиях.

Женскую роль можно разложить на несколько составных частей, таких как занятия спортом, учёба в школе, забота о внешности и межличностные отношения. Ужесточение женской роли в отрочестве может быть способом, с помощью которого утверждается подчинённое положение женщин и их ценность как сексуального и детородного товара для мужчин. Если это так, то подобный процесс будет сильнее выражен в тех культурах, где на девочку смотрят в основном как на потенциальную жену, мать. В современном обществе, несмотря на достаточно свободное отношение к супружеству, сексуальности и к профессиональной деятельности женщин, традиционная роль все ещё имеет заметное влияние. И произойдёт ли ужесточение половой роли в конкретном случае – определяется относительным вкладом двух типов женской роли – древнего и современного.[8]

Формирование психологического пола личности ребенка в социальных группах может быть понято лишь в контексте межличностных отношений ребенка с помощью анализа историко-культурных форм полоролевого поведения, эволюции реальных детских сообществ в половозрастной структуре общества. А также психологических особенностей взаимоотношений современных мальчиков и девочек в группах своего пола и их развития в прошлом, настоящем и будущем.


Фигурное последействие (В.Келлер, Х.Уоллах)
Келлер и Уоллах провели следующий эксперимент: на рисунке А были размещены три квадрата, а между ними крест. На рисунке Б разместили 4 квадрата, а между ними крест. Было необходимо неподвижно фиксировать крест взором на рисунке А в течение 60 секунд. Затем необходимо было быстро перевести взгляд на крест на рисунке Б и, удерживая фиксац ...

Межличностные отношения учащихся. Введение.
Многочисленные работы, посвященные классному и школьному коллективам, про­веденные в «досоциально-психологический» период, почти не затрагивали вопро­сов о личных взаимоотношениях между учениками. Эти исследования касались в основном деловых отношений, организационной структуры коллектива, воспи­тания актива и т. д. Более близки к этой ...

Реверсия
Еще одним способом справиться с чувствами, которые представляют психологическую угрозу собственному «Я», является проигрывание сценария, переключающего отношения человека с субъекта на объект или наоборот. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы скорее игр ...