Возрастные изменения

Три стадии развития мужской роли: избегание всего женственного в детстве, физическое совершенствование в отрочестве и стремление к успеху во взрослом возрасте. В раннем возрасте мальчик постигает, что надо избегать проявлений женственности. Эти правила ему грубо навязываются, прежде чем он сможет найти им какие-либо объяснения. Бессознательное отвращение к гомосексуальности, трудности в выражении чувств и непонимание других людей, возможно, являются следствием этих запретов. Долгосрочное исследование мальчиков-подростков, показало, что для них очень важно быть «крутым» и что положение в группе вплоть до юношеского возраста зависит в основном от физических данных и способностей к спорту. Третья фаза развития мужской роли также накладывается на предыдущие и охватывает период от 16 до 20 лет. Она основана на достижении успеха в одном или нескольких видах деятельности, обычно требующих физического мастерства.

Эту прерывистость развития мужской роли можно объяснить и с позиции силы (первая фаза – запрет на женские занятия), и с точки зрения исторических перемен (две последние фазы). Особое значение физической силы и спортивных способностей в отрочестве исторически связано с необходимостью подготовиться к роли бойца и борца, хотя в наше время достижения мужчин больше определяются интеллектуальными достоинствами и навыками межличностного общения (третья фаза развития роли).

Женская роль развивается иначе, и основной перелом наступает в период полового созревания. В это время ролевые требования становятся строже. Резко снижается терпимость к проделкам девочек-сорванцов, меньше ценятся спортивные и учебные успехи. Интересы сосредоточиваются на внешности, моде и свиданиях.

Женскую роль можно разложить на несколько составных частей, таких как занятия спортом, учёба в школе, забота о внешности и межличностные отношения. Ужесточение женской роли в отрочестве может быть способом, с помощью которого утверждается подчинённое положение женщин и их ценность как сексуального и детородного товара для мужчин. Если это так, то подобный процесс будет сильнее выражен в тех культурах, где на девочку смотрят в основном как на потенциальную жену, мать. В современном обществе, несмотря на достаточно свободное отношение к супружеству, сексуальности и к профессиональной деятельности женщин, традиционная роль все ещё имеет заметное влияние. И произойдёт ли ужесточение половой роли в конкретном случае – определяется относительным вкладом двух типов женской роли – древнего и современного.[8]

Формирование психологического пола личности ребенка в социальных группах может быть понято лишь в контексте межличностных отношений ребенка с помощью анализа историко-культурных форм полоролевого поведения, эволюции реальных детских сообществ в половозрастной структуре общества. А также психологических особенностей взаимоотношений современных мальчиков и девочек в группах своего пола и их развития в прошлом, настоящем и будущем.


Примитивные психологические защиты. Примитивная изоляция
Психологический уход в другое состояние сознания (почти автоматическая реакция). Студенты используют изоляцию для удаления от социальных и межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Человека, привычно изолирующегося и исключающего дру ...

Психологический аспект
Стресс – является давлением или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о том что, действие должно быть завершено, иначе дистресс. По Селье «Главный источник дистресса – в неуд ...

Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Джон Гибсон).
Джон Гибсон - исследователь, всю жизнь проработавший в одной, причем достаточно узкой области — психологии зрительного восприятия, выпустивший с интервалом примерно в 15 лет три книги — «Восприятие зрительного мира»(Gibson,1950),«Чувства, рассматриваемые как перцептивные системы» (Gibson, 1966) и «Экологический подход к зрительному восп ...