Представление об особенностях личности музыканта и его деятельностиСтраница 1
Изучая особенности личности мастеров искусства, - будь то музыкант, актёр, артист балета или художник, - нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способностями, но и целым рядом других, которые говорят, о разносторонности их дарования. В начале ХХ в. английский психолог Спирмен выдвинул двухфакторную теорию интеллекта, основанную на предложении о существовании фактора общей одарённости и фактора специальных способностей. Очень часто эти два фактора оказываются связанными – чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности и к другим видам деятельности. Так, большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем том, что происходит в окружающем мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием, внутренне присуще великим людям стремлением к совершенству.
Универсализм великих музыкантов, их стремление охватить как можно больший круг явлений в своём творчестве – вещь весьма распространенная. Так, универсальностью был наделён И. С. Бах: он был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики. Конструировал инструменты, досконально знал технику строительства органов.
Всякий человек, достигший высокого уровня развития личности, ощущает острую потребность внесения вклада в общественный прогресс и поэтому неминуемо становиться творцом. Виды творчества могут быть самые разные. Это может быть художественное, научное, техническое творчество. Но в какой бы области оно ни происходило, отличительной черной этого процесса, как в своё время указал Стендаль, является «огромное удовольствие от самого процесса творчества, которое, бесспорно, относится к числу наивысших наслаждений, доступных человеку». Подлинного гения по мыслям Стендаля, отличает то, что он может испытывать глубокое наслаждение в самом процессе творчества и продолжает работать, несмотря на все преграды. [15]
Основная мотивация творческого труда лежит не в сфере достижения результата, хотя это и важно само по себе, а в сфере непосредственного созидания, в самом процессе творчества. И уж, конечно, настоящего художника не волнуют те материальные выгоды, которые он получил за своё творение.
«Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство», - наставлял Р. Шуман [22]
Та радость, которую испытывает человек, творящий красоту, волшебным образом неотвратимо притягивает к себе и заставляет его работать и работать, чтобы в какие-то редкие мгновения, пройти нередко через обескураживающие муки творчества, испытать «звёздные часы» своей судьбы. Тяжёлые болезни, неблагоприятные условия жизни, недоброжелательность критиков – все в эти мгновения отступает на второй план.
Все великие музыканты всегда были и есть большие труженики. Жизнь Баха и Моцарта, Бетховена и Листа, Прокофьева и Шостаковича была заполнена непрерывным трудом. Упорный и самозабвенный труд, сопровождающийся и душевными взлётами, и муками страшного отчаяния от бессилия выразить задуманное, - эту радость и боль добровольно несут те, кто посвятил свою жизнь служению искусству.
Требовательность к себе больших музыкантов не знала границ. По воспоминаниям Жорж Санд, Шопен неделями бился над отдельными пассажами в своих сочинениях, рыдая как ребёнок оттого, что у него не получается задуманное. Все великие музыканты имели очень высокий уровень требовательности к совершению результатов своего мастерства и к своим творческим результатам. Успехи и похвалы со стороны критиков и публики мало, что для них значили, если они только сами не осознавали совершенство и законченность своих произведений. Однако чаще всего те, кто шли непроторенными путями в искусстве, страдали не только от огня беспощадной критики, сколько от чувства собственной неудовлетворённости своими творениями. Недосягаемый идеал совершенства всю жизнь преследовал их, заставляя не останавливаться на достигнутом. Умирающий Бетховен говорил, что он находится только на пороге того, как надо писать музыку. [15]
Биологическое объяснение причин происхождения девиантного поведения
Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему антропологическую теорию преступности. Проводя антропометрические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он пришел к выводу, что существует четыре типа ...
Какой вред порождает нарциссизм?
При превращении объекта-либидо в Я-либидо может образоваться так называемый нарцисстический невроз. Тогда ставшее нарцисстическим либидо может не найти обратного пути к объектам, при этом нарушается подвижность либидо. Кажется, что скопление нарцисстического либидо сверх определенной меры нельзя вынести. Именно поэтому дело дошло до при ...
Основные этапы истории социальной психологии
Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, ...
