Представление об особенностях личности музыканта и его деятельностиСтраница 1
Изучая особенности личности мастеров искусства, - будь то музыкант, актёр, артист балета или художник, - нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способностями, но и целым рядом других, которые говорят, о разносторонности их дарования. В начале ХХ в. английский психолог Спирмен выдвинул двухфакторную теорию интеллекта, основанную на предложении о существовании фактора общей одарённости и фактора специальных способностей. Очень часто эти два фактора оказываются связанными – чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности и к другим видам деятельности. Так, большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем том, что происходит в окружающем мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием, внутренне присуще великим людям стремлением к совершенству.
Универсализм великих музыкантов, их стремление охватить как можно больший круг явлений в своём творчестве – вещь весьма распространенная. Так, универсальностью был наделён И. С. Бах: он был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики. Конструировал инструменты, досконально знал технику строительства органов.
Всякий человек, достигший высокого уровня развития личности, ощущает острую потребность внесения вклада в общественный прогресс и поэтому неминуемо становиться творцом. Виды творчества могут быть самые разные. Это может быть художественное, научное, техническое творчество. Но в какой бы области оно ни происходило, отличительной черной этого процесса, как в своё время указал Стендаль, является «огромное удовольствие от самого процесса творчества, которое, бесспорно, относится к числу наивысших наслаждений, доступных человеку». Подлинного гения по мыслям Стендаля, отличает то, что он может испытывать глубокое наслаждение в самом процессе творчества и продолжает работать, несмотря на все преграды. [15]
Основная мотивация творческого труда лежит не в сфере достижения результата, хотя это и важно само по себе, а в сфере непосредственного созидания, в самом процессе творчества. И уж, конечно, настоящего художника не волнуют те материальные выгоды, которые он получил за своё творение.
«Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство», - наставлял Р. Шуман [22]
Та радость, которую испытывает человек, творящий красоту, волшебным образом неотвратимо притягивает к себе и заставляет его работать и работать, чтобы в какие-то редкие мгновения, пройти нередко через обескураживающие муки творчества, испытать «звёздные часы» своей судьбы. Тяжёлые болезни, неблагоприятные условия жизни, недоброжелательность критиков – все в эти мгновения отступает на второй план.
Все великие музыканты всегда были и есть большие труженики. Жизнь Баха и Моцарта, Бетховена и Листа, Прокофьева и Шостаковича была заполнена непрерывным трудом. Упорный и самозабвенный труд, сопровождающийся и душевными взлётами, и муками страшного отчаяния от бессилия выразить задуманное, - эту радость и боль добровольно несут те, кто посвятил свою жизнь служению искусству.
Требовательность к себе больших музыкантов не знала границ. По воспоминаниям Жорж Санд, Шопен неделями бился над отдельными пассажами в своих сочинениях, рыдая как ребёнок оттого, что у него не получается задуманное. Все великие музыканты имели очень высокий уровень требовательности к совершению результатов своего мастерства и к своим творческим результатам. Успехи и похвалы со стороны критиков и публики мало, что для них значили, если они только сами не осознавали совершенство и законченность своих произведений. Однако чаще всего те, кто шли непроторенными путями в искусстве, страдали не только от огня беспощадной критики, сколько от чувства собственной неудовлетворённости своими творениями. Недосягаемый идеал совершенства всю жизнь преследовал их, заставляя не останавливаться на достигнутом. Умирающий Бетховен говорил, что он находится только на пороге того, как надо писать музыку. [15]
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и
профилактике его возникновения
Проведенное исследование позволило разработать рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике возникновения, которые представлены в виде тренинга, проведенного с сотрудниками ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».
Целью тренинга является повышение уровня стрессоустойчивости, и создание положительной «Я-концепции».
З ...
Особенности девиантного поведения подростков. Типичные формы девиантного
поведения подростков.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, пр ...
Характерологические особенности личности. План изложения. Сегмент 1.-3.1.
Понятие акцентуации. Описание типов акцентуаций. Особенности психологической и
психопедагогической работы с акцентуантами .
Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них. Педагогические ситуации могут быть пр ...