Составляющие восприятия интерьера. Восприятие пространственных планов

Другая психология » Методы изучения восприятия интерьера » Составляющие восприятия интерьера. Восприятие пространственных планов

Интерьерное пространство имеет относительное трех частное деление на планы - передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретного пространства, изменяющегося от нескольких до сотен метров. В общем виде зрительная картина (кадр.) каждого плана обладает предметной содержательностью и насыщенностью. Чем глубже пространство, тем более емок кадр и богаче плановые градации.

Порядок расположения планов можно соотнести с характеристиками их визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний - фрагмента и дальний - общей пространственной формы. В процессе восприятия эти три плана всегда оказываются в состоянии отношений "фигура-фон". В силу аккомодации глаза зрение фокусируется на одном из планов, в плоскости интересующего объекта (фигуры), и тогда остальные планы становятся фоновыми. Следовательно, объектом внимания (фигурой) может быть деталь (часть плоскости ограждения, предмет оборудования, рабочее место), фрагмент (плоскость ограждения, группа оборудования, рабочая зона) или, собственно, пространственная форма (сочетание плоскостей ограждения).

При зрительном освоении среды все планы оказываются в постоянном обозрении. Взор неоднократно возвращается к ним, и проявление повышенного внимания (интерес) выражается как раз в количестве возвратов. Научные исследования отмечают две особенности визуального освоения формы - выявление зрением "узловых точек" объекта, характерных для данной формы или ее содержания ("иерархия информативных ценностей"), и избирательность зрения в зависимости от поставленной задачи поиска ("движение глаз отражает работу мысли"). В аспекте цветовой среды на этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров.

Наукой установлены этапы отображения объекта по сложности восприятия - первоначально фиксируются контурные и силуэтные (плоскостные) изображения, затем величины предметов и расстояния до них. При восприятии формы объема или плоскости максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения, способствующие быстрейшему раскрытию информации об объекте. При выявлении характеристики формы чрезвычайно важны "информативные фрагменты" - участки с местами резкого изменения контура, смены направлений линии, места пересечений плоскостей.


Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр
Первый шаг руководителя группы в терапии ТА состоит в том, чтобы помочь участникам занятий научиться различать способы поведения Родителя, Ребенка и Взрослого. Чтобы помочь членам группы научиться контролировать внутренние психические процессы в стрессовых ситуациях, используется структурный анализ. Так как каждому эго-состоянию присущ ...

Любовь с точки зрения психологов
Вопрос о том, что же такое "любовь" волновал умы человечества во все века. К концу ХХ века практикующие психологи и психотерапевты тоже принялись исследовать этот феномен. И многим показалось, что многовековая проблема человечества стала потихоньку решаться. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа ...

Определение, объект и предмет инженерной психологии
Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука. Предмет же представляет собой ту сторону объекта науки, какой он представлен в ней. Инженерная психология – это отрасль психологии ...