Составляющие восприятия интерьера. Восприятие пространственных планов

Другая психология » Методы изучения восприятия интерьера » Составляющие восприятия интерьера. Восприятие пространственных планов

Интерьерное пространство имеет относительное трех частное деление на планы - передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкретного пространства, изменяющегося от нескольких до сотен метров. В общем виде зрительная картина (кадр.) каждого плана обладает предметной содержательностью и насыщенностью. Чем глубже пространство, тем более емок кадр и богаче плановые градации.

Порядок расположения планов можно соотнести с характеристиками их визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний - фрагмента и дальний - общей пространственной формы. В процессе восприятия эти три плана всегда оказываются в состоянии отношений "фигура-фон". В силу аккомодации глаза зрение фокусируется на одном из планов, в плоскости интересующего объекта (фигуры), и тогда остальные планы становятся фоновыми. Следовательно, объектом внимания (фигурой) может быть деталь (часть плоскости ограждения, предмет оборудования, рабочее место), фрагмент (плоскость ограждения, группа оборудования, рабочая зона) или, собственно, пространственная форма (сочетание плоскостей ограждения).

При зрительном освоении среды все планы оказываются в постоянном обозрении. Взор неоднократно возвращается к ним, и проявление повышенного внимания (интерес) выражается как раз в количестве возвратов. Научные исследования отмечают две особенности визуального освоения формы - выявление зрением "узловых точек" объекта, характерных для данной формы или ее содержания ("иерархия информативных ценностей"), и избирательность зрения в зависимости от поставленной задачи поиска ("движение глаз отражает работу мысли"). В аспекте цветовой среды на этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров.

Наукой установлены этапы отображения объекта по сложности восприятия - первоначально фиксируются контурные и силуэтные (плоскостные) изображения, затем величины предметов и расстояния до них. При восприятии формы объема или плоскости максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения, способствующие быстрейшему раскрытию информации об объекте. При выявлении характеристики формы чрезвычайно важны "информативные фрагменты" - участки с местами резкого изменения контура, смены направлений линии, места пересечений плоскостей.


Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Психологическое исследование было проведено в школе №1, в 10 классе. Целью настоящего исследования было выявление структуры малых неформальных групп в классе и их межличностных взаимоотношений. Для выявления структуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Эти методики позволили опред ...

Профессиональные достижения
Из исследования любого биографического справочника явствует, что значительно больше мужчин достигали высокого положения. А большая часть перечисленных женщин, заметно уступавших мужчинам в своем количестве, была обязана своей известностью особым обстоятельствам, таким как, например, королевское происхождение, а не выдающийся талант. На ...

Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения ...