Методы исследования восприятия интерьера. Метод свободного описания

Другая психология » Методы изучения восприятия интерьера » Методы исследования восприятия интерьера. Метод свободного описания

Метод свободного описания относится к качественной методологии и носит интроспективный характер.

Данный метод предполагает спонтанное написание участниками исследования вербального текста, носящего рефлексивный характер, в ответ на предъявляемую им инструкцию.

Описание - отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем. Описание обычно включает нравственную оценку собственных действий и опирается на самонаблюдение. Применяя в исследовании представлений о карьере метод свободного самоописания, мы модифицировали подход Г. Олпорта.Г. Олпорт использовал метод анализа текстовых документов и предлагал респондентам в качестве стимульного материала "письма Дженни", на основе анализа которых делал вывод об основных диспозициях личности.

Метод свободного самоописания дает обширный качественный материал о личностных особенностях испытуемого и его представлениях о различных объектах социальной реальности.

Процедура исследования: испытуемому предлагалось на чистом листе бумаги описать "Опишите интерьер, в котором вы сейчас находитесь", при этом не давалось установок на преимущественное или ограниченное описание каких - либо отдельных феноменов. Испытуемому предлагалось излагать свои мысли в порядке их возникновения, не заботясь об их последовательности, грамматике и логике. Свободная форма описания позволяла испытуемому в первую очередь указать особенно важные для него личностные особенности, аспекты поведения и межличностные отношения, выразить свое отношение к нему. Результатом применения метода свободного описания является текст, отражающий психологические особенности человека, его социальные представления и отношение к объектам социальной реальности

Достоинствами метода свободного описания являются богатство оттенков описания, отсутствие ограничений для испытуемого, который может использовать удобную для него лексику, выражая полноту представлений.

Метод свободного описания также обладает рядом недостатков, среди которых можно выделить влияние лингвистических способностей испытуемых, их образовательного и культурного уровня развития, социальной желательности, что необходимо учитывать при интерпретации результатов, а также трудоемкость обработки результатов, необходимость экспертной оценки.


Методы исследования восприятия интерьера. Методы психологического исследования и их классификация
В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов. Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д. Пирь ...

Социально-психологическая готовность
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское ...

Особенности закрытой черепно–мозговой травмы у детей
Наиболее часто сотрясение головного мозга наблюдается у детей школьного возраста. В силу анатомо-физиологических особенностей травма в детском возрасте протекает легче, чем у взрослых. Однако осложнения, возникающие у детей серьезнее – водянка головного мозга, эпилепсия. У детей трудно судить о наличии и продолжительности утраты сознан ...