Физиологические методы в инженерной психологииСтраница 2
Пневмограмма (ПГ) представляет собой запись внешнего дыхания. Она используется для оценки психофизиологической напряженности. В состоянии возбуждения или напряжения частота дыхания увеличивается до 50—60 колебаний в минуту, наблюдается также уменьшение глубины дыхания и укорочение фазы выдоха (tвыд) относительно фазы вдоха (tвд).
Речевой ответ (РО) изучается по спектральным и временным характеристикам речи оператора. По изменению интонации голоса, которая сопровождается изменением спектрального состава звуковых колебаний, можно судить о возникновении эмоциональных состояний оператора, напряженности и утомления в его работе. В последнее время получены данные, свидетельствующие о том, что информация об этих состояниях содержится также во временных параметрах РО. Например, при развитии утомления увеличиваются длительность слов и пауз между ними, а также их дисперсии.
В состав аппаратуры для измерения физиологических характеристик обычно входят следующие устройства: датчики или электроды (служат для отведения потенциалов с поверхности тела человека), преобразователь (служит для преобразования исходного сигнала к виду, с которым легко вести его дальнейшее усиление), усилитель биоэлектрических сигналов, регистратор (служит для выдачи результата измерений в графической, или цифровой форме).
Исследование только одного физиологического показателя, как правило, не может дать однозначного ответа о состоянии оператора. Поэтому на практике применяется обычно так называемый полиэффекторный метод, заключающийся в одновременной записи и анализе целого комплекса показателей, называемого симптомокомплексом. Применение полиэффекторной методики позволяет значительно повысить надежность и достоверность диагностики состояний оператора при выполнении данной деятельности.
Характеристики физиологических процессов человека
Изучаемый процесс |
Предмет исследования |
Электрические характеристики |
Изучаемые показатели (рис. 2.5) | |
Амплитуда, мкВ |
Частота, Гц | |||
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) |
Электрическая активность головного мозга |
5—10 |
0,5—100 |
Суммарная биоэлектрическая активность ЭЭГ, характеристики отдельных ритмов (амплитуда, длительность, число волн ритма, удельный вес ритма в ЭЭГ) |
Электромиограмма (ЭМГ) |
Электрическая активность мышц |
20—200 |
20—500 |
Суммарная биоэлектрическая активность мышц, амплитуда и продолжительность отдельных мышечных сокращений |
Кожно-галь-ваническая реакция (КГР) |
Электрическое сопротивление кожи |
100—200 |
1 — 10 |
Латентный период КГР (t1), амплитуда КГР (Л), длительность і-й фазы (t1 t2 t3 .), скорость нарастания (а) и скорость спада (Р). Общая площадь под кривой КГР |
Электрокардиограмма (ЭКГ) |
Электрическая активность сердца |
300—3000 |
0,15—300 |
Интервалы ЭКГ (R — R, Q — Т и др.), частота сердечных сокращений, систолический и гистографический показатели |
Электрооку-лограмма (ЭОГ) |
Глазодвигательная активность |
20—200 |
0,1—3,5 |
Количество движений и миганий в единицу времени. Амплитуда и длительность движения (перемещения взгляда). Длительность фиксации взгляда |
Пневмограмма (ПГ) |
Характер дыхания |
Зависит от способа измерения |
0,8—4 |
Длительность и глубина вдоха (tвд) и выдоха (tвыд), длительность дыхательного цикла, частота дыхания |
Выводы
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы.
Если девушки будут проявлять аккуратность, воспитанность и высокие запросы, то они будут чувствовать себя психологически защищенными. Не ясно, почему ответственность оказалась наименее значимой. Общественное признание для психологической защищенности конечно необходимо, ...
Формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность
.
Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета к ...
Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного
возраста
Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений.
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям нач ...