Физиологические методы в инженерной психологииСтраница 2
Пневмограмма (ПГ) представляет собой запись внешнего дыхания. Она используется для оценки психофизиологической напряженности. В состоянии возбуждения или напряжения частота дыхания увеличивается до 50—60 колебаний в минуту, наблюдается также уменьшение глубины дыхания и укорочение фазы выдоха (tвыд) относительно фазы вдоха (tвд).
Речевой ответ (РО) изучается по спектральным и временным характеристикам речи оператора. По изменению интонации голоса, которая сопровождается изменением спектрального состава звуковых колебаний, можно судить о возникновении эмоциональных состояний оператора, напряженности и утомления в его работе. В последнее время получены данные, свидетельствующие о том, что информация об этих состояниях содержится также во временных параметрах РО. Например, при развитии утомления увеличиваются длительность слов и пауз между ними, а также их дисперсии.
В состав аппаратуры для измерения физиологических характеристик обычно входят следующие устройства: датчики или электроды (служат для отведения потенциалов с поверхности тела человека), преобразователь (служит для преобразования исходного сигнала к виду, с которым легко вести его дальнейшее усиление), усилитель биоэлектрических сигналов, регистратор (служит для выдачи результата измерений в графической, или цифровой форме).
Исследование только одного физиологического показателя, как правило, не может дать однозначного ответа о состоянии оператора. Поэтому на практике применяется обычно так называемый полиэффекторный метод, заключающийся в одновременной записи и анализе целого комплекса показателей, называемого симптомокомплексом. Применение полиэффекторной методики позволяет значительно повысить надежность и достоверность диагностики состояний оператора при выполнении данной деятельности.
Характеристики физиологических процессов человека
Изучаемый процесс |
Предмет исследования |
Электрические характеристики |
Изучаемые показатели (рис. 2.5) | |
Амплитуда, мкВ |
Частота, Гц | |||
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) |
Электрическая активность головного мозга |
5—10 |
0,5—100 |
Суммарная биоэлектрическая активность ЭЭГ, характеристики отдельных ритмов (амплитуда, длительность, число волн ритма, удельный вес ритма в ЭЭГ) |
Электромиограмма (ЭМГ) |
Электрическая активность мышц |
20—200 |
20—500 |
Суммарная биоэлектрическая активность мышц, амплитуда и продолжительность отдельных мышечных сокращений |
Кожно-галь-ваническая реакция (КГР) |
Электрическое сопротивление кожи |
100—200 |
1 — 10 |
Латентный период КГР (t1), амплитуда КГР (Л), длительность і-й фазы (t1 t2 t3 .), скорость нарастания (а) и скорость спада (Р). Общая площадь под кривой КГР |
Электрокардиограмма (ЭКГ) |
Электрическая активность сердца |
300—3000 |
0,15—300 |
Интервалы ЭКГ (R — R, Q — Т и др.), частота сердечных сокращений, систолический и гистографический показатели |
Электрооку-лограмма (ЭОГ) |
Глазодвигательная активность |
20—200 |
0,1—3,5 |
Количество движений и миганий в единицу времени. Амплитуда и длительность движения (перемещения взгляда). Длительность фиксации взгляда |
Пневмограмма (ПГ) |
Характер дыхания |
Зависит от способа измерения |
0,8—4 |
Длительность и глубина вдоха (tвд) и выдоха (tвыд), длительность дыхательного цикла, частота дыхания |
Психологические защиты
Впервые упоминание о психологической защите как особом механизме, ослабляющем напряжение интрапсихического (внутреннего) конфликта между бессознательными импульсами интериоризированными требованиями внешней среды, было сделано З. Фрейдом в работах конца XIX века. С тех пор изучение психологической защиты (эго — защитные процессы) стало ...
Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока ...
Природа и сущность конфликта
Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и прежде всего — через социальное противоречие.
Общеизвестно, что развитие любого обществ ...