Психофизиологические аспекты проблемы надёжности оператора
Страница 3

Другая психология » Основы инженерной психологии » Психофизиологические аспекты проблемы надёжности оператора

Сила нервной системы характеризуется выносливостью нервных клеток, т.е. их способностью выдерживать длительное или очень сильное напряжение, не переходя в запредельное торможение. Под динамичностью нервной системы понимается скорость образования условных рефлексов, т. е. способность нервной системы к научению. Основным содержанием динамичности является легкость и быстрота, с которой генерируются нервные процессы в ходе образования условных рефлексов. Лабильность - свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса; она определяет быстроту возникновения и прекращения вызываемых раздражителем циклов возбуждения. Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью протекания нервных процессов; она определяет способность к быстрой смене одного нервного процесса другим, к смене возбуждения торможением и наоборот. Подвижность нервных процессов определяет такую интегральную характеристику как скорость обработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения.

Каждое из перечисленных свойств может рассматриваться отдельно по отношению к процессам возбуждения и торможения. Однородные свойства, взятые относительно каждого из этих процессов, независимы. Например, нервная система, обеспечивающая быстрое формирование положительной замыкательной связи, будет динамичной по отношению к возбуждению, а система, быстро образующая тормозные условные рефлексы,— динамичной по отношению к торможению. Кроме рассмотренных основных свойств существуют вторичные свойства, характеризующиеся балансом (уравновешенностью) нервных процессов по их силе, динамичности, лабильности и подвижности.

Имеются многочисленные данные, свидетельствующие о том, что люди с различными свойствами нервной системы характеризуются различной надежностью при работе в одинаковых условиях. Так, сила нервной системы обеспечивает способность человека к работе в условиях помех, посторонних раздражителей. У таких людей в этих условиях доминантные очаги не разрушаются, а, наоборот, укрепляются, что способствует предотвращению возможных ошибок. Для легкости переключения с одного вида деятельности на другой и избежания ошибок переключения имеет значение подвижность нервных процессов. Устойчивыми к действию монотонии оказываются лица с инертностью (малой подвижностью) нервных процессов, однако они, если инертность сочетается со слабой нервной системой, менее устойчивы к действию сильных раздражителей и других факторов внешней среды. Высокая работоспособность на фоне утомления присуща людям с сильной нервной системой, инертностью возбуждения и небольшим преобладанием внешнего торможения над возбуждением. Надежность человека определяется не одной какой-либо типологической особенностью, а комплексом или сочетанием различных свойств нервной системы. Данное положение имеет особо важное значение для организации профессионального отбора операторов.

Однако только наличие необходимых для данной деятельности свойств нервной системы само по себе еще не гарантирует надёжной работы оператора. Свойства нервной системы определяют лишь потенциальные возможности человека. Насколько они будут реализованы на практике, во многом зависит от его личностных качеств (трудолюбия, настойчивости, чувства долга и ответственности, целенаправленности, особенностей эмоционально-волевой сферы и т. п.) Совокупность этих качеств создает у человека соответствующее желание и мотивацию к выполнению данной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Методы исследования восприятия интерьера. Методы психологического исследования и их классификация
В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов. Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д. Пирь ...

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...

Психолого-педагогические условия воспитания и развития дошкольников
Становление характера ребенка дошкольного возраста происходит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и ...