Психолого-педагогические условия воспитания личности на разных этапах онтогенеза

Другая психология » Психология и педагогика » Психолого-педагогические условия воспитания личности на разных этапах онтогенеза

Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних социально-важных качеств, т.е. воспитание подчиняется определенными закономерностям и осуществляется на основе определенных принципов (важнейшие положения, которые определяют содержание, методы, средства и приемы воспитательного, процесса).

1. Воспитание человека совершается только при условии активности самого воспитанника, мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

2. Содержание деятельности воспитанника определяется на каждый данный момент развития их актуальными потребностями. Опережая актуальные потребности воспитанника, воспитатель рискует встретить его пассивность или сопротивление, а сам воспитательный процесс нарушается.

3. В процессе воспитания необходимо соблюдение пропорционального соотношения усилии воспитателя и воспитанников. В активность воспитанников, затем активность последнего возрастает, и его деятельность становится самостоятельной при необходимом контроле со стороны воспитателя. Совместно разделенная деятельность помогает воспитуемому творчески развиваться, ощутить себя полноправным участником процесса воспитания - его субъектом на уровне с педагогом, а не быть пассивным объектом воспитательных воздействий.

4. Эффективность процесса воспитания, а значит и успех достижения его главной цели - гармоничного развития личности воспитанника, должен осуществляться в условиях уважения, помощи, проявления педагогического такта, предоставления воспитаннику возможности выражать свои мнения и отношения.

5. Организуемые воспитательные воздействия должны сопровождаться ситуаций успеха, внутренней удовлетворенностью воспитанников собственными действиями и полученными результатами.

6. Воспитание должно носить «скрытый» характер. Это означает, что воспитанники не должны чувствовать себя объектами приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом воспитателя к внутреннему миру воспитанников, представления ему личной свободы, уважительным и демократичным стилем общения

[1] Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999.

[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

[3] Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.

[4] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

[5] Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 1987.

[6] Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.

[7] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

[8] Изард К. Эмоции человека. / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой. – М.: МГУ, 1980.

[9] Психология. / Под ред. Вороновой А.В. – СПб.: Питер, 2004.

[10] Львов М.Р. Основы развития речи – М.: Академия, 2000.

[11] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.

[12] Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрело­сти // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С.7.

[13] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение,1978.

[14] Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Т.2.

[15] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

[16] Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение,1990.

[17] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004.

[18] Смирнов А. А. Развитие логической памяти у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— М.: Просвещение, 1981.


Развитие психических функций в дошкольном возрасте
1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. 2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными сп ...

Рационализация.
Об этой форме психологической защиты мы уже упоминали в предыдущей главе. Рационализация как защита является такой знакомой, что едва ли нуждается в представлении. Мы только слегка остановимся на ее описании. Данный термин не только стал общеупотребительным со значением, с которым он используется в психоаналитической литературе, но бол ...

Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников
Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В школьной практике и в методической литер ...