Методы исследования малых неформальных групп
Страница 1

Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз.

Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить их вдоль социометрации. В результате «проявится» состав одной группы, потом второй, третьей и т.д. Границей группы является обрыв цепочки взаимных выборов.

К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.д.

Диагностика подростковых и юношеских групп имеет целью определение направленности группы, ее состава, структуры взаимоотношений и подчинения, уточнение комплекса установок и ориентации.

К диагностируемым количественным показателям относят: возрастной и численный состав группы; социальный и половой состав; длительность ее существования, частоту и продолжительность встреч членов; места встреч; криминогенную зараженность членов; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за групповую деятельность.

К диагностируемым качественным показателям относят:

· подготовленность к совместной деятельности, которая выражается в ее эффективности и результативности;

· характер, цели, мотивы и направленность деятельности;

· уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутригрупповую структуру; типы общения и отношений;

· групповые интересы, потребности и способы их удовлетворения, нормы и ценности; способы воздействия на группу. Процедура диагностики в данном случае может осуществляться психологом по ходатайству социального педагога.

К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного измерения.

В деятельности социального педагога используется паспортизация подростковых и юношеских групп. Паспорт неформальной подростковой группы заполняется в результате анализа бесед с членами подростковых групп, сопоставления информации, полученной от разных подростков, после чего проводится как взаимодополнение, так и исключение ложной информации (см. приложение). Возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, что исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделяется среди членов неформальной группы. Следуя опыту деятельности ПДН, систематизация паспортов подростковых и юношеских групп может проводиться не только по критерию направленности, но и по их территориальной принадлежности, месту проживания (обучения) лидера.

В программу диагностики группы включается комплекс методик, предназначенных для изучения личностных особенностей лидера (лидеров) данной группы. Лидер зачастую определяет направленность группы, ее открытость внешним контактам, возможность переориентации, коррекции установок и деятельности группы. Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живет и действует та или иная группа. Внимание концентрируется на уточнении места и роли группы в структуре того или иного коллектива, общества в целом. В рамках проведения диагностических процедур необходимо особо выделить методы прогнозирования поведения группы. Цель прогнозирования - выявить возможные позитивные моменты в работе с той или иной группой. Логика рассуждения выстраивается по следующим позициям: как изменяются интересы и потребности группы, каковы устойчивость группы и ее будущность.

Страницы: 1 2


Практика Закона Притяжения. Что мне дали эти знания в реальной жизни
Знания о Законе Притяжения, в первую очередь, мне дали понимание, что мне на самом деле необходимо в жизни. Помимо этого, я научился мыслить позитивно. Даже если ситуация, на первый взгляд, кажется безвыходной, то смотря на это с позитивной, оптимистической точки зрения – выход находится всегда. Я научился, в первую очередь, себя люби ...

Стиль слогана социальной рекламы предвыборной кампании
Сейчас как никогда раньше необходимо разработать программу по повышению электоральной активности молодежи. И данная работа направлена на исследование стиля рекламного слогана в социальной рекламе. Молодежь сейчас в основном ориентируется на юмор, в доказательство можно привести такой пример, как популярное на сегодняшний день движение К ...

О втором круге желаемого общения.
По данным многочисленных наблюдений и экспериментов, первый круг желае­мого общения встраивается в более широкий второй круг. Действительно, если бы первый круг был единственным и ученик не стремился к сближению с осталь­ными одноклассниками, все симпатии, выявленные в ходе наших экспериментов, оказались бы устойчивыми, распространяющим ...