Эмоционально-волевые качества и мотивация власти руководителяСтраница 1
Как и любой человек, руководитель, ежедневно принимающий решения, обладает собственной живой эмоциональностью
, представляющей собой наиболее типичные способы эмоционального реагирования, эмоциональную окраску личности. Подчиненные привыкают к ней и учитывают ее в построении управленческих отношений.
Гораздо большую проблему для самого руководителя и трудового коллектива может составлять эмоциональная уравновешенность руководителя. В силу постоянных стрессов, способность руководителя регулировать свое эмоциональное состояние может резко снизиться, «расшататься». Генов Ф. Описывает экспериментальное исследование болгарских руководителей от 22 до 55 лет и сопоставление полученных данных со средними по стране. Индикатором эмоциональной неуравновешенности в эксперименте выступало число ошибок. Выяснилось, что число допускаемых руководителями ошибок в молодом и пожилом возрасте примерно в 2 раза выше, а в средних возрастах – в 3-4 раза выше, чем в среднем по стране. Это говорит о том, что эмоциональная уравновешенность руководителей ниже, чем у остального населения в среднем. Кроме того, в эксперименте были получены данные, говорящие о том, что чем ниже ранг руководителя, тем он уравновешеннее.
К факторам, оказывающим положительное воздействие на эмоциональное состояние руководителя следует отнести:
- здоровье и физическое состояние;
- успешное выполнение важных задач предыдущего дня, готовность доложить об исполнении задачи;
- хорошая погода, спокойная обстановка во время рабочего дня;
- предстоящее принятие самостоятельного и важного решения;
- факторы личного и семейного характера.
К факторам, оказывающим отрицательное воздействие, следует отнести:
- нарушение рабочего плана, внезапная постановка новых задач, в общем, нарушение организации и распорядка рабочего дня;
- взаимоотношения с вышестоящими руководителями;
- состояние здоровья и плохое физическое состояние;
- плохое состояние коллег или их плохое отношение;
Рассматривая структуру качеств личности
руководителя, Ф.Генов выделяет следующую классификацию:
1) качества, характеризующие профессиональную подготовку руководителя;
2) организационно-административные качества и умения;
3) волевые качества
4) качества умения устанавливать и поддерживать оптимальные отношения с людьми;
5) идейно-политические качества.
«Управленческая деятельность – это сознательная деятельность. Она связана с преодоление большого числа самых разнообразных трудностей на пути достижения целей. В преодолении этих трудностей проявляется воля коллектива и воля руководителя. Поэтому руководитель должен быть личностью волевой
, наделенной определенными волевыми качествами. Управленческая деятельность направлена, прежде всего, на изменение действительности. А это невозможно без наличия самой широкой гаммы волевых качеств, проявляемых со стороны руководителя».
Е.Е.Вендров рассматривает деятельность руководителя в зависимости от особенностей его эмоционально-волевойсферы и выделяет четыре типа руководителей:
1) Руководители – командиры. Свои требования не мотивируют, строги и придирчивы;
2) Руководители с сильной волей и добрым сердцем. Они не прочь мотивировать свой приказ. Строги и требовательны, но при необходимости снисходительны и мягки;
3) Руководители внешне как бы со слабой волей, мягкие, но умеют приказывать; их распоряжения скорее напоминают разъяснения, советы, пожелания. Но они требовательны и настойчивы;
4) Слабовольные и бесхарактерные. Идут на поводу у коллектива и у лидеров.
Уманским Л.И. и Вендровым Е.Е. в результате исследований вычленены требования, предъявляемые к психике руководителя.
Восприятие.
Руководителю важно обладать аналитико-синтетическим типом восприятия, при котором имеет место наблюдение, описание фактов и их объяснение. Наблюдательность должна выступать как планомерное, целенаправленное восприятие объектов.
Внимание.Должно быть произвольным, большой концентрации и устойчивости, особенно в пределах управленческой задачи. В то же время тебуется уметь быстро переключаться.
Память.
Руководителю должно быть свойственно произвольное запоминание, главным образом осмысленное, важна память на лица и фамилии. Память должна быть быстрая, долго удерживать факты и события. Предъявляются требования к точности воспроизведения, оперативности и большому объему памяти управленца.
Воображение.
Руководителю необходимо, главным образом, воссоздающее воображение. Но довольно часто возникает необходимость и в творческом воображении. Необходимо умение мечтать.
Мышление.
Целесообразность и эффективность деятельности руководителя прямо пропорциональна тонкости и точности анализа и правильности и безошибочности синтеза. Большая ценность именно практического мышления, так как именно с ним связано быстрое преобразование реальности по ясным, практичным, хорошо продуманным планам.
Важность стратегии
Если видение можно сравнить с поездом, а цели с рельсами, то стратегия – это план, маршрут для осуществления видения. Видение и цели, которые остаются только в разуме – это миф, и если мы хотим, чтобы они стали реальностью, их необходимо четко и ясно «нарисовать», как маршрут на бумаге. Очевидно, что легче ориентироваться на местности, ...
Работа психолога в школе
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.
Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Н ...
Система оценивания результатов
учебной деятельности. Психологическая характеристика без отметочного обучения
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний — текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, юридические докумен ...