Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детство, отрочество, взрослость)

Другая психология » Психология и педагогика » Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детство, отрочество, взрослость)

Кризис развития — возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых — собственных способностей. Кризисы новорожденное (одного года), раннего детства (трех лет), отрочества (подростковый кризис), молодости, зрелости — виды кризисов развития[4].

Из отечественных психологов одним из первых кризис трех лет описал Л.С. Выготский. Он отмечает, что в этот период личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период. Л.С. Выготский приводит описание таких симптомов кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость своеволие, протест-буря, обесценивание, стремление к деспотизму или симптом ревности.

Наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнение в себе, эгоизм чередуется с альтруизмом, интенсивное общение сменяется замкнутостью, живая любознательность переходит в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему и т.п. С.Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Нормативный кризис молодости — один из самых острых кризисов развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду с некоторым страхом перед ними (ведь неудача здесь более значима, чем для молодого специалиста). Более тяжело этот кризис переживают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно профессиональной карьеры мужчин. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Иногда такая внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми, к перемене уклада семейной жизни.

Причина всех возрастных кризисов — назревшее противоречие между новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже больше не устраивают.


Общие сведения о характере. Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах ...

Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола": 1. Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельно ...

Либеральный тип
Руководители этого типа также строят управленческие отношения по типу своей самоорганизации, управляя организацией так же компромиссно и непоследовательно, как управляют собой. Этот тип поведения можно было бы рассматривать в контексте неустойчивой самооценки. Самооценка такого руководителя, как правило, носит ситуативный характер: она ...