Психология и педагогика
- Психологический модуль. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие
- Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии, психологии развития и возрастной психологии
- Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
- Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления
- Сознание как высшая форма отражения. Возникновение сознания в истории человеческого общества
- Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А.Н. Леонтьеву). Сознательное и бессознательное. Механизмы психологической защиты личности
- Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности
- Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид
- Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов
- Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития (детство, отрочество, взрослость)
- Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе
- Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура
- Понятие о группах и коллективах. Виды и уровни развития групп. Референтная группа
- Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности
- Понятие о межличностных отношениях в группе Место общения в развитии личности подростка
- Общение, его формы и функции. Общение как условие развития
- Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития
- Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях
- Ощущение - психический процесс. Его свойства, виды и развитие
- Восприятие и его свойства. Виды восприятий Исследование восприятий в гештальтпсихологии. Развитие восприятия в онтогенезе
- Мышление как процесс решения мыслительных задач. Процессы мышления и его виды. Развитие мышления
- Память. Процессы и механизмы памяти. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе
- Воображение и творчество. Виды воображения. Особенности воображения в онтогенезе
- Эмоции и чувства Эмоциональные состояния, виды чувств и эмоций, развитие эмоций у детей
- Воля как волевое действие Структура волевого акта. Развитие произвольных и волевых действий в онтогенезе
- Внимание как психическое состояние. Свойства и виды внимания. Развитие внимания в онтогенезе
- Речь и язык. Виды и функции речи. Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка
- Темперамент. Свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Особенности детского темперамента
- Характер. Структура и развитие. Акцентуации характера у подростков
- Понятие способностей. Способности и задатки. Виды и развитие способностей
- Направленность в структуре личности. Виды направленностей
- Условия, факторы и движущие силы психического развития. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях
- Понятие о психологических новообразованиях, характеристика основных новообразований в разных возрастных периодах, сензитивность на разных этапах развития личности
- Характеристика основных парадигм исследования в общей психологии, психологии развития и возрастной психологии (естественно научная, гуманистическая и гуманитарная)
- Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игры, ее развитие
- Педагогический модуль. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики.
- Соотношение воспитания и обучения в системе образования
- Проблемы генотипической и средовой обусловленности поведения ребенка. Понятие развивающей среды и социальной ситуации развития
- Проблемы детской одаренности Особенности обучения и воспитания одаренных детей
- Проблема педагогической запущенности и дезадаптацни детей в школе
- Готовность детей к обучению в школе. Структура школьной готовности
- Индивидуализация и дифференциация обучения в школе
- Понятие и структура учебной деятельности. Виды учебной деятельности
- Психологическая характеристика системы развивающего образования по Л.В. Занкову
- Психологическая характеристика групповых форм учебной деятельности
- Система оценивания результатов учебной деятельности. Психологическая характеристика без отметочного обучения
- Соотношение обучения и развития. Сравнительный анализ различных теорий развития
- Теория Гальперина П.Я. о поэтапном формировании умственных действий
- Формирование у детей системы научных понятий. Психологическая характеристика развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина
- Концепции проблемного обучения, психологические условия организации проблемного обучения
- Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
- Психологические и педагогические основы профессиональной ориентации старшеклассников
- Психологические и педагогические основы теории воспитания
- Педагогическое общение и его роль в воспитании
- Место коллектива в развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности детей
- Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитание детей
- Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности, ее структура и особенности
- Психологическое сопровождение в системе образования
- Педагогические конфликты и способы их разрешения. Управление образовательными системами
- Стиль и методы управления педагогическим коллективом
- Индивидуальный стиль деятельности педагога, его роль в обучении и воспитании
- Теория обучения. Педагогические и психологические закономерности
- Цели и задачи образования в разные периоды развития. Понятие амплификации развития
- Особенности воспитания и развития детей раннего возраста
- Психолого-педагогические условия воспитания и развития дошкольников
- Особенности организации обучения и развития младших школьников и подростков
- Психологические условия организации обучения и воспитания старших подростков и юношей
- Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании
- Понятие детской субкультуры, организация образования с учетом особенностей детской и подростковой субкультуры
- Психолого-педагогические условия воспитания личности на разных этапах онтогенеза
Энергетика
Всякий конфликт существует лишь постольку, поскольку люди затрачивают энергию на поддержку его существования, отдают ему время, душевные силы, здоровье, а иногда и всю жизнь. И чем больше они это делают, тем выше энергетика конфликта, его накал.
Прекратить любой конфликт очень просто: надо лишь перестать им заниматься. Но это невозможн ...
Методика "самоооценка эмоциональных состояний"
Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант). Измерение в этой методике производится по 10 балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: "Выберите в каждом из пр ...
Классификация методов психологического исследования.
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования.
С.Л. Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил в качестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательны ...