Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития

Другая психология » Психология и педагогика » Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в школе, средства массовой информации и т. д.

Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

Отечественная психология выделяет следующие факторы, влияющие на социализацию личности:

1.макрофакторы – страна, государство, общество, культура;

2.микрофакторы – семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации;

3.мезофакторы – этнос, региональные условия, тип поселения, СМИ.

Социальное развитие – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.


Особенности общения специалиста с семьей аутичного ребенка. Основы психологической помощи такой семье
Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований. Для этого им предлагаются готовые рецепт ...

Природа и сущность конфликта
Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и прежде всего — через социальное противоречие. Общеизвестно, что развитие любого обществ ...

Что такое либидо и его роль в жизни ребенка и взрослого?
Либидо аналогично голоду, это сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище. Другие понятия, такие как сексуальное возбуждение и удовлетворение, не нуждаются в объяснении. Вы сами легко поймете, что при сексуальных проявлениях грудного младенца больше всего приходится заниматьс ...