Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях

Другая психология » Психология и педагогика » Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях

Лев Семенович Выготский (1896—1934) создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Марксистская философия исходит из представления, что определяющую роль во всей общественной жизни играет материальное производство. Если животное приспосабливается к окружающей среде, то человек благодаря использованию орудий труда видоизменяет природу, «налагает на природу печать своей воли». Из этого фундаментального положения марксистской философии, с точки зрения Л. С. Выготского, вытекают для психологии важные следствия. Одно из них — способность к овладению их природой — не прошло бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой, появились произвольные формы деятельности как высшие психические функции.

Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции. Высшие психические функции носят социальный характер.

Теория Выготского исходила из мысли, что основная структура общественной жизни должна определять и структуру человеческой психики. Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется применением орудии труда, то характерное отличие человеческой психики от психики животного тоже заключается в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким орудием, посредством которого строится сознание человека, по мысли Выготского, является знак. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другим и направленные на действия: сделай то-то, сходи туда-то и т. д. Затем человек начал обращать слова-приказы на себя. Из внешнеорганизационной функции слова родилась его внутриорганизационная функция. Человек говорит себе «вставай» и встает. Сначала функции, приказывающие и исполнительские, были разделены, весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. интрапсихологические.

Превращение интерпсихологического отношения в интрапсихологическое Выготский назвал процессом интериоризации. Учение об интериоризации является одним из ключевых в культурно-исторической теории Выготского. С помощью этого учения он показал, как происходят филогенез и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической деятельности, овладение словом, знаком.

Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая — взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая — ребенок перенимает у взрослого способ общения — начинает воздействовать словом на взрослого. Третья — ребенок начинает воздействовать словом на себя. Процесс формирования высшей психологической деятельности в онтогенезе растянут на десятилетия. Зарождаясь в речевом общении, он завершается в полноценной символической деятельности. Человек овладевает ценностями культуры. Основными составляющими внутреннего мира становятся значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Таким образом, на основе понятия интериоризации Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции согласно его учению сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида[6].