Внимание как психическое состояние. Свойства и виды внимания. Развитие внимания в онтогенезе
Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие. 1)Концентрированность - показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. 2) Интенсивность - эффективность восприятия, мышления и памяти в целом. 3) Устойчивость - способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированное и интенсивности внимания. 4) Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). 5)Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. 6)Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.
Классификация основных типов внимания обычно производится путем разделения его реакции на: а) генетически и социально обусловленные; б) непосредственные или опосредованные; в) происходящие автоматически или требующие волевого усилия и контроля.
Условия развития хорошего внимания:
Ø наличие широких и устойчивых интересов к данной деятельности;
Ø умение заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любое время на любом объекте;
Ø научиться работать в неблагоприятных условиях. Работа, сопровождаемая отвлекающими раздражителями, закаляет внимание, делает его более устойчивым;
Ø не настраиваться на невнимательную работу — она приучает человека быть невнимательным;
Ø изучить специфику своего внимания, знать его сильные и слабые стороны[9].
Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);
- противопоставление характера и темперамента, подч ...
Сознание как высшая форма
отражения. Возникновение сознания в истории человеческого общества
В отечественной психологии сознание рассматривается как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Главной функцией сознания являются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать ...
Почему целое сновидение нужно расчленять на составляющие элементы?
Будем придерживаться в дальнейшем предположения, что сновидение является не соматическим, а психическим феноменом.
Итак, мы продолжаем работу, предполагая, что сновидение есть психический феномен. В этом случае оно является продуктом и проявлением видевшего сон, который, однако, нам ничего не говорит, который мы не понимаем. Почему нам ...