Система оценивания результатов учебной деятельности. Психологическая характеристика без отметочного обучения
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний — текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, полученную на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.
Оценка «пять» — материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.
«Четыре» — в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
«Три» — в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
«Два» — основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
«Единица» — материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Без отметочное обучение позволяет избежать субъективизма педагога в оценивании. Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:
Ø привлекательным детям педагоги придают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы;
Ø чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой, и склонны выставлять им высокие баллы;
Ø выше ценятся дети с красивым почерком;
Ø педагоги чувствительны к правильному произношению и часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
Педагоги ищут способы повышения роли пятибалльной системы. Можно выделить пять способов:
1) выставление оценок «+» и «—» в своей записной книжке, так как в журнал нельзя;
2) цифровая балльная система дополняется словесной (запись «Молодец!» в дневнике);
3) усиление коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу);
4) использование темпов успеваемости (у Шаталова), организация соревнования с самим собой — в конце недели ребенок получает словесную оценку «лучше», «хуже».
Глоссарий
Общение
– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Коммуникация
– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Убеждающее
воздействие
- интеллектуальное сопереживание в процессе совместной мыслительной деятельно ...
Дидактические основы
активизации учения школьников
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических ...
Готовность к самоопределению как основное
новообразование ранней юности
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
• открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
• стремление к самопознанию.
• формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
• самоуважение
• становление личнос ...