Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности, ее структура и особенности

Другая психология » Психология и педагогика » Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности, ее структура и особенности

Под мотивацией понимается совокупность побуждений, определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение. Процесс мотиваций развертывается через несколько последовательных фаз:

1 фаза — актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что-либо сделать, стремление к активности, носящее направленный характер)

2 фаза — поисковая (поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность, трансформация потребности в мотив)

3 фаза — инструментальная (субъект совершает некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели, что в конечном итоге предполагает удовлетворение потребности)

4 фаза — завершающая (момент удовлетворения потребности, снижение эмоционального напряжения и общая релаксация (расслабление))

Мотив — одна из составляющих деятельности и одновременно компонент сложной системы — мотивационной сферы. Ее можно определить как всю совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Мотивационная сфера явление динамичное и во многом зависящее от обстоятельств. Однако некоторые мотивы носят устойчивый характер, образуя ее основу.

В качестве одного из мотивационных состояний (побуждений) личности в психологии рассматривают установку — готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект и действовать с ним в определенном направлении. Установки определяют устойчивый и последовательный характер протекания деятельности, позволяют сохранять ее цель и направленность. Они освобождают субъекта деятельности от необходимости принимать решения и произвольно контролировать деятельность в привычных ситуациях. Однако установки могут являться фактором, который обуславливает инертность деятельности и затрудняет приспособление к новым нестандартным условиям.

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т. е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремление ребенка к развитию, которое в конечном счете становится личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках, в постоянном персональном росте и самосовершенствовании. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

До конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков. Среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого.

Сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. По этой причине то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, может быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении детей сводится к тому, чтобы, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Все мотивы и интересы, в конечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные. Если, напротив, учебно-воспитательный процесс строится в основном на базе наказаний, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем — и к недостаточному развитию важных положительных качеств. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.


Анализ итогов деловых переговоров
Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необходимые меры для их реализации; сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров: 1) Анализ итогов переговоров преследует следующие цели: · сравнение целей переговоров с их результатами; · определение ...

Эмпирическая часть. Объект, предмет, гипотеза, методы исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей. Объект – профессиональный рост педагогов Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Методы исслед ...

Современные теории сна
В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального назначения сна и отдельных его стадий можно свести к трем основным типам: 1) энергетическим, или компенсаторно-восстановительным, 2) информационным, 3) психодинамическим. Согласно "энергетическим" теория во время сна происходит восстановление энер ...