Теория обучения. Педагогические и психологические закономерности

Другая психология » Психология и педагогика » Теория обучения. Педагогические и психологические закономерности

Теория (концепция) обучения представляет собой систему обобщенных научных взглядов и положений, раскрывающих суть, содержание» методику и организацию учебного процесса. Несмотря на их различия, их главной целью является - овладение обучаемыми системой знаний, формирование у них определенных навыков и умений, для успешного практического применения.

1. Ассоциативно - рефлекторная концепция обучения в основе своей имеет научные положения И. М. Сеченова и И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.). В ее основе лежат следующие положения. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены без деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане, средствах выполняемых или предстоящих действий. Причем, чтобы безошибочно эти действия осуществить ему необходимо сосредоточить свое внимание на наиболее важном в деятельности, чтобы желаемое не выпустить из-под контроля. Следовательно, обучение должно строиться в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым.

3. Проблемное обучение представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, которые направлены на самостоятельное добывание знаний путем решения учебных проблем, формирование творческого мышления и познавательных интересов учащихся. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, учителем с учеником или самим учеником) и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, которая должна вызывать мыслительные затруднения.

4. Попытку объединить в себе достоинства указанных выше концепций, в конце 80-х годов предприняли А. В. Барабанщиков и его коллеги в концепции проблемно - деятельностного обучения. Ее суть заключается в том, что в процессе учебнопознавательной деятельности создаются специальные условия, в которых обучаемые опираются на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебные и профессиональные проблемы, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее подходящих вариантов его решения.

5. Программированное обучение возникло в начале 60-х гг. на основе прогрессивных дидактических, психологических и кибернетических идей и имело своей целью разработку такой системы обучения, которая позволила бы управлять каждым шагом познавательной деятельности учащихся. Авторы этой концепции обучения в качестве базисных выдвинули следующие положения: учебный материал разделяется на небольшие дозы; они последовательно предъявляются обучаемым.


Выводы:
1. Стрессу одинаково подвержены все живые организмы способные взаимодействовать с окружающей средой. 2. Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. 3. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индив ...

Выводы
Проведенное исследование раскрывает не только личностные особенности юношей, девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов, но и показывает особенности гендерных ролей, специфику различий гендерных ролей как музыкантов, так и не музыкантов, а также особенности взаимосвязи гендерных ролей с личностными особенностями. Обработка перв ...

Факторы возникновения малых неформальных групп
В числе первых назовем такой фактор, стремление индивида к удовлетворению потребности в общении. В проведенном нами исследовании мы обнаружили наличие такой потребности у подростков, а также межличностные конфликты с семьей (матерью), школой (требованиями к учебным способностям), сверстниками. Это свидетельствует о неудовлетворенности ...