Характерологические особенности личности. План изложения. Сегмент 1.-3.1. Понятие акцентуации. Описание типов акцентуаций. Особенности психологической и психопедагогической работы с акцентуантами .
Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них. Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние педагога и ученика, характер сложившихся отношений с соучастником ситуации, влияние присутствующих. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Большое значение в конфликтной ситуации играют психологические особенности человека, черты характера, стиль общения с другими людьми. Шкала человеческих характеров чрезвычайно многообразна, однако с позиций адаптивных возможностей можно выделить несколько вариантов личностного склада, отражающих разную степень социальной адаптации, присущая гармоничным, в психическом смысле, людям.
Особенный тип личности - это акцентуированные натуры, отличающиеся некоторыми индивидуальными качествами, весьма рельефными и выпуклыми, гипертрофированными до такой степени, что возникает впечатление о легкой дисгармоничности психики, хотя не нарушающей социальной адаптации, но привлекающей внимание своей необычностью. Среди усиленных характерологических черт могут оказываться как позитивные, так и социально негативные личностные свойства.
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой среде он вырос, в какой школе учился, кто по профессии, в каком кругу вращается. Жизненные типы формируются благодаря тому, что определенное положение или должность накладывают отпечаток на образ жизни. Так, например, у учителя известная уверенность в себе, самоуверенность естественны, поскольку он привык играть важную роль в детском коллективе.
Обычно поведение, связанное с профессиональной привычкой, не смешивают с поведением, отражающим внутреннее своеобразие человека. Если черты этого своеобразия проявились в раннем детстве, то бывает трудно установить, насколько глубоко это своеобразие отразилось на структуре личности взрослого. Люди отличаются друг от друга по внешности, так же и психика каждого человека отлична от психики других людей. Основные черты, определяющие индивидуальность и характер человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать неограниченным. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам.
Методика 2. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
№ п\п
Любозна тельность 24
Воображение
24
Сложность
26
Склон ность к риску 26
Общий балл
Уровень
1.
18
21
12
14
65
с
2.
11
9
7
8
35
с
3.
5
9
4
4
22
н
4.
21
19
23
15
78
в
5.
15
21
20
17
73
в
6. ...
Потребность в
безопасности
После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Более детально ее можно определить как потребность защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность сохранения физического и психического здоровья; потребность в структурированност ...
Типология конфликтов
В практике отечественной и зарубежной конфликтологии существует несколько классификаций конфликтов. Рассмотрим основные.
Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между э ...
