Гендерные особенности проявления стресса
Страница 1

Другая психология » Гендерные особенности стресса » Гендерные особенности проявления стресса

Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.

Понятие "гендер" впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола — совокупности биологических характеристик — генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия "гендер" было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [6; 11 – 16].

Гендер – это:

a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;

b) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В социальной психологии термин "гендер" используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "гендер", а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "женским" исследованиям.

Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера", которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.

Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование тендерных подходов: "изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями — через богатых партнеров", - С. Бем [6; 17 -25].

В соответствии в теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах — зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса — то есть объяснением того, что это все естественно, то есть "по природе" [6; 11 – 19].

Теория линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры "мужского" или "женского" есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол. Они также сами затрудняются назвать критерии пола. Оказывается, это самая загадочная и табуированная тема. Удивительно, что половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков. Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или "разрушительную" схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Для начала родители должны обучить детей различию между полами, обратив их внимание на социальные представления о поле. Для этого они должны продемонстрировать нетрадиционные тендерные роли. Папа может готовить обед, купать детей, а мама — водить машину и продвигаться в науке. Родители должны избегать дисциплинирования ребенка с ссылкой на пол как один из самых распространенных аргументов бессильных воспитателей: "Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!" или "Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!". Данные предписания устанавливают сильнейшее воздействие на дальнейшую жизнь и вызывая психологический стресс между родительскими установками и субъективными желаниями личности [6; 125 – 134].

Страницы: 1 2 3


Важность цели
В своей книге «Библейское понимание лидерства» Том Маршалл утверждает, что «Первая важная характерная черта лидеров заключается в том, что они всегда куда-то идут; иными словами, они намечают цели, которые находятся в будущем. Поэтому они интересуются тем, что будет, больше, чем тем, что принадлежит прошлому ; возможностями, которые нах ...

Мотивация учения, поведения и выбора профессии. План изложения О мотивации. Мотивация учения, поведения и выбора профессии. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. Мотивация успеха и м
Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельнос­ти мотивация представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей невозможно без учета особенностей его мотива­ции. За объективно одинаковыми действи ...

Переговоры
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на пер ...