Гендерные особенности проявления стресса
Страница 2

Другая психология » Гендерные особенности стресса » Гендерные особенности проявления стресса

Позже Бем расширила эту теорию, когда писала "Линзы тендера" и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней — это то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В эту теорию входят два соответственных теоретических представления:

· Первое — это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.

· Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое "я", которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Когда усвоенные характеристики стали продуцировать различия и неравенство между мужчинами и женщинами — на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства [6; 22].

Таким образом, теория "Линз тендера" Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.

Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:

1. мускулинный тип – типично мужественные черты личности;

2. феминный тип – типично женственные черты личности;

3. андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.

Данные исследований указывают на то индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д. При этом выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высокая мускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия. Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением – эти черты тоже входят в набор феминности. Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.

Серьезные споры возникают и при интерпретации данных. Ригидность полоролевых установок и поведения может быть как индивидуально типологическим свойством (в этом случае она будет коррелировать с общей ригидностью установок и поведения), так и функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьируете зависимости от ситуации и вида деятельности. Как считают Спенс и Хельмрайх, поиск глобальных измерений маскулинности и феминности или полоролевой идентичности - задача явно иллюзорная. "Классы психологических свойств и поведенческих структур, различающих мужчин и женщин, в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов" [19].

Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий в особенностях проявления стресса, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испытуемых.

Так, как стресс это психологическое состояние рассмотрим биологические концепции различий в возникновении стресса у мужчин и женщин.

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

Так половые различия биохимии и строения головного мозга влияют на то, как мужчины и женщины реагируют на окружение или вспоминают стрессовые события. Голдстейн установила, что у мужчин миндалина она крупнее, чем у женщин. Ее предположения складывались в том, что эти анатомические особенности будут определять и неодинаковый характер реакций на стресс у самцов и самок. Для проверки данного предположения Катарина Браун (Katharina Braun) из Университета Отто фон Герике в г. Магдебург (Германия) разлучила недавно родившихся детенышей дегу с матерями. Для этих небольших южноамериканских грызунов, похожих на крыс и живущих в природе многочисленными колониями, даже кратковременная изоляция от сородичей может обернуться стрессом. Затем ученые измерили концентрацию серотониновых рецепторов в различных областях головного мозга молодых зверьков. Серотонин - нейротрансмиттер, играющий ключевую роль в эмоциональном поведении животных и человека. (Терапевтическое действие препарата прозак, например, основано на его способности усиливать активность серотонина.)

Страницы: 1 2 3


Депрессия в молодёжной среде: своевременное выявление и профилактика
В Самарском государственном экономическом университете было проведено исследование уровня депрессии студентов по методике Дж. Тейлора "Личностная шкала проявлений тревоги". В исследовании приняло участие 90 студентов СГЭУ в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 83% - лица женского пола, 17% - мужского. Проведенное исследован ...

Понятие и сущность социализации
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой ...

Общие стратегии нормализации жизни семьи
• Не замыкайтесь в своем горе. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастье. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее. • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка. • Находите и из ...