Понятие «направленность личности»
Страница 3

А.В. Петровский считает, что проблема самостоятельности личности не может быть разрешена путем простого противопоставления «конформность - нонконфомность», а может быть разрешена путем противопоставления конформности коллективистического самоопределения, которое выражается в том, что позиция личности совпадает с позицией коллектива.

В философской и психологической литературе коллектив, коллективистическое самоопределение формулируется как «принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму. Принцип коллективизма не означает ликвидацию индивидуальности человека. Наоборот, только в коллективе человек может полностью раскрыть свои способности и дарования» /39/; «избирательное отношение индивида к воздействию конкретной социальной общности, при котором он принимает одни из ее влияний и отвергает другие в зависимости от опосредующих факторов: идеалов, целей деятельности, принятых социальных ценностей, норм и т. п. Коллективистическое самоопределение является альтернативой как конформному, так и неконформному (нонконформному) или негативному поведению».

Б.И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный /6/. В исследованиях зарубежных психологов из всех видов направленности более широко исследуется альтруистическая направленность личности, имеющая своим содержанием общественные побуждения человека. Альтруистическая направленность рассматривается как проявление помощи другому человеку, при котором главным побуждением является положительный результат, благотворные последствия для другого. При этом подчеркивается, что акт помощи не может считаться альтруистическим, если совершающий его человек преследует в первую очередь личную выгоду. В значительной степени этой концепции соответствует типология направленности, предложенная Б.С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности:

- первый уровень - эгоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу;

- второй уровень - группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет;

- третий уровень - просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом;

- четвертый уровень - духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом.

Н.И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения» /32/. Автор выделяет следующие типы направленности личности: тип созидания - включение индивида в систему общественных отношений; тип потребителя - потребление духовных, и, в особенности, материальных благ; тип разрушителя - во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими /32/.

К.К. Платонов определяет направленность личности как один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Далее К.К. Платонов подчеркивает весьма важную мысль о том, что «в направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность».

Б.А. Сосновский в свою очередь полагает, что «Подструктура направленности является своеобразным «стержнем» всего психологического облика субъекта, связывающим воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека, во многом детерминирующим собственно содержательную сторону психики. Здесь задается основа отношений человека с миром, направления ориентировки и поведения, система ценностей и позиций, мировоззрение в целом. В проблеме направленности личности Б.А. Сосновский подчеркивает необходимость комплексного подхода к ее изучению: « . комплексный, систематизирующий, своего рода пронизывающий характер направленности человека недостаточно отражен и подчеркнут в теоретических схемах психологии».

А.Г. Асмолов, определяя содержание направленности личности, пишет о том, что « . направленность представляет собой емкую описательную характеристику структуры личности. Для того же, чтобы ее раскрыть, необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к принципу анализа по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности» /3/. Автор выделяет следующие требования к единице анализа структуры личности: динамичность; наполненность предметным содержанием; уровень отражения того или иного содержания; раскрытие происхождения, содержания детерминации образования структуры личности; учет типа структурных связей, прежде всего иерархических взаимосвязей организации личности; объяснение развития и саморазвития личности, ее внутриличностной динамики; необходимость отражения внутреннего единства личности; в единице должны содержаться в виде противоположностей свойства целого; единица должна быть операционализируема; она должна содержать свойства целого.

Страницы: 1 2 3 4


Структура репродуктивного поведения личности. Репродуктивное поведение
Репродуктивное поведение людей одного поколения на протяжении плодовитости определяет реальность рождаемого поколения. Рождаемость в населении в определенный момент времени обусловлена репродуктивным поведением одновременно живущих поколений. Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, определяющих рождение или отказ ...

Мотивы конфликта
Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все ...

Есть ли связь между амнезией и защитным механизмом психики?
В симптомах невроза навязчивого состояния, устойчивых против всех влияний в остальном нормальной душевной жизни, производящих на самого больного впечатление заключается самое ясное указание на какую-то особую, изолированную от остального область душевной жизни. От них ведет неизбежный путь к признанию существования в душе бессознательно ...