Особенности самопринятия матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
Страница 1

Другая психология » Эмоционально-оценочное отношение матери с подростком, страдающим детским церебральным параличем » Особенности самопринятия матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

Среди отечественных психологов в последние годы изучение психологических особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений в таких семьях занимались И.С. Багдасарьян, Е.И. Морозова, В.В. Ткачева и др. В.В. Ткачевой сделаны первые шаги в изучении личности родителей детей с различными отклонениями и в создании комплексной помощи семьям. Но тема самооценки и самопринятия родителей детей с таким сложным и заметным дефектом, как церебральный паралич, в этих работах лишь упоминалась, но не была предметом пристального внимания.

В работах же, выполненных в русле биографического подхода и посвященных изучению воздействия отдельных жизненных факторов на самооценку и самопринятие, такой значимый фактор, как болезнь ребенка, не изучался исследователями. Тем не менее, для построения более эффективных программ психологической помощи матерям, которые подвергаются длительному психопатогенному воздействию, необходимы экспериментальные данные, подтверждающие необходимость создания таких программ.

Изучение характеристик личности этих матерей и, в частности, их самопринятия поможет найти путь к более глубокому осмыслению психологических проблем родителей аномального ребенка. Поэтому исследование посвящено изучению особенностей самопринятия матерей детей с ДЦП, а также поиску путей, с помощью которых психолог сумел бы помочь им справиться с волнующими их трудностями.

Гипотеза нашего исследования была такова: наличие ребенка с ДЦП в семье снижает уровень самопринятия их матерей.

В связи с выдвинутой гипотезой мы ставили следующие задачи: выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП дошкольного и школьного возраста; выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающих здоровых детей дошкольного и школьного возраста; сравнить уровень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детей дошкольного и школьного возраста.

Для достижения поставленных задач использовали тест-опросник самоотношения В. В. Столина, проективную методику КИСС (косвенное измерение системы самооценок), созданную Е. О. Федотовой, и качественный анализ интервью матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП, которые в комплексе позволили определить уровень их самопринятия (на осознаваемом, вербальном и неосознаваемом, невербальном уровнях).

В качестве испытуемых выступали матери детей, посещающих Центр медицинской и социально-педагогической реабилитации «Радость» г. Нижнего Новгорода; матери, являющиеся членами Нижегородской общественной организации «Преодоление», и матери детей, посещающих массовых детские сады и общеобразовательные школы г. Нижнего Новгорода. Общее число матерей детей-инвалидов составило 20 человек, матерей здоровых детей — 20 человек.

Сравнительный анализ самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детей, по итогам теста-опросника самоотношения выявил, что показатели интегрального чувства «за» или «против» собственного «Я», самоуважения, аутосимпатии, самопринятия и самоинтереса матерей, воспитывающих детей с ДЦП, значительно ниже, чем у матерей, воспитывающих здоровых детей (причем различия достоверны при < 0,01 кр < 0,05). Показатели самообвинения в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной, что еще раз доказывает то, что чаще всего матери больных детей чувствуют себя виноватыми в случившемся с их ребенком. Это чувство вины чаще всего переносится на различные жизненные ситуации и заставляет их постоянно контролировать себя, проверять свои действия, что ведет к постоянному напряжению и в конце концов к истощению. Поэтому они меньше уважают себя, относятся к себе с меньшей симпатией и их интерес к себе снижен.

Презентируемые низкое самоуважение и аутосимпатию можно объяснить тем, что матери, воспитывающие детей-инвалидов, предъявляют такие требования к себе и к своему ребенку, которые задаются обществом, но в силу особенностей детей результаты предпринимаемых действий в отношении себя и их ребенка чаще всего оказываются не такими заметными, какими они могли бы быть в со здоровым ребенком.

Эти данные подтверждают довольно распространенное мнение о том, что родители детей-инвалидов низко оценивают себя.

Рассмотрим теперь те показатели, по которым у матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и у матерей, воспитывающих здоровых детей, нет статистически значимых различий.

И в экспериментальной, и в контрольной группах матери ждут положительного к себе отношения, они уверены в себе, самопоследовательны и у них одинаковый уровень самопонимания. Можно предположить, что воспитание в семье ребенка с ДЦП не влияет на эти характеристики самоотношения матерей. Но различные величины дисперсий по шкалам ожидания положительного отношения других и самоуверенности в двух группах позволяют судить о больших отклонениях от среднего показателя в экспериментальной группе.

Страницы: 1 2 3


Верно ли утверждение, что неврозы возникают при фиксации на травме. Если да, то почему?
Причиной этого является взаимосвязь феноменов сновидения и невротических явлений. В своей основе травматические неврозы не то же самое, что спонтанные неврозы. Но можно подчеркнуть их полное сходство. Травматические неврозы носят явные признаки того, что в их основе лежит фиксация на моменте травмы. В своих сновидениях эти больные пост ...

Психологическая теория принятия управленческих решений. Психологические аспекты принятия управленческих решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий; руководитель несет ответственность за п ...

Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Джон Гибсон).
Джон Гибсон - исследователь, всю жизнь проработавший в одной, причем достаточно узкой области — психологии зрительного восприятия, выпустивший с интервалом примерно в 15 лет три книги — «Восприятие зрительного мира»(Gibson,1950),«Чувства, рассматриваемые как перцептивные системы» (Gibson, 1966) и «Экологический подход к зрительному восп ...