Условия эффективного взаимодействия
Страница 2

Другая психология » Структура и функции общения » Условия эффективного взаимодействия

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный её особой природой. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой форме, а именно: на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как восприятии людьми друг друга.

Общение становится возможным только в том случае, если между участниками этого общения могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет о том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир другого человека, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии, а о познании другого.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть "аффективное понимание".

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувства партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.

Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract – притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Таким образом, общественные, межличностные отношения раскрываются в общении, во взаимодействии. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.

Страницы: 1 2 


Интересы и установки
Наблюдение за повседневной жизнью дает возможность сделать вывод о существовании заметных личностных различий между взрослыми мужчинами и женщинами в нашем обществе. Во многих эмоциональных и социальных характеристиках эта дифференциация ощутима с раннего возраста. Важный аспект личностного развития, обнаруживающий традиционные половые ...

Психологический аспект
Стресс – является давлением или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о том что, действие должно быть завершено, иначе дистресс. По Селье «Главный источник дистресса – в неуд ...

Имиджеобразующие управленческие качества
Изучение особенностей имиджа руководителя невозможнее без исследования его управленческих особенностей. Как верно заметил Г.С. Никифоров: "Одним из непременных условий стабильного функционирования систем различной породы и уровня сложности, будь то государство в целом или только сфера его экономики, конкретная организация или отдел ...